18 мая

115 лет со дня рождения Н. А. Семевского (1898-1971), тифлопедагога.



Николай Анатольевич Семевский родился 18 мая 1898 г. в Москве в семье служащих. В 1909 г. был зачислен в первый класс Московского частного реального училища, полный курс которого окончил в 1918 г. В сентябре того же года поступил на инженерное отделение Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева, где проучился до августа 1923 г. Не пройдя полный курс обучения, он поступил на работу в качестве помощника начальника Лучковских государственных заводов Владимирской области. В 1925 г. Николай Анатольевич перешел на работу в заводское конструкторское бюро, а затем был откомандирован в Москву на должность заведующего отделом снабжения Лучковских заводов.

Одновременно с основной работой Н. А. Семевский занимался частной практикой – преподавал черчение на дому, а затем, почувствовав призвание к педагогической деятельности, перешел в 1926 г. на работу в систему ВСНХ. В 1928 г. он поступил на заочные трехгодичные чертежно-конструкторские курсы, которые окончил в 1931 г. В 1933 г. Московский городской отдел народного образования направил Николая Анатольевича в Московский институт для слепых детей для постановки преподавания черчения.

Ознакомившись с миром незрячих детей, он начал работать над созданием учебных пособий и методик по тифлографике. Н. А. Семевский поставил перед собой цель помочь слепым обрести "умственное зрение" при помощи графического изображения. Пройдя курс тифлографики, незрячие приобретали правильное представление об объеме и форме неизвестных им предметов, знакомясь с ними посредством рельефных рисунков, планов, схем и тому подобных изображений.

Николай Анатольевич был убежден, что умение читать графические изображения и самому их делать не только облегчает незрячему его контакты с предметами окружающего мира, но и помогает овладеть почти всеми предметами школьной программы, особенно такими, как геометрия, физика, география и т. п. Самостоятельное изготовление проекционных чертежей с готовых деревянных моделей, например, деталей машин, а также лепка из пластилина моделей по готовым чертежам вырабатывает у незрячих учащихся точность и конкретность пространственных представлений, тренирует воображение.

По мысли Н. А. Семевского, графическая грамотность должна стать основой преподавания всех школьных дисциплин, занимая по своей значимости второе место после умения читать и писать по системе Брайля. Помимо непосредственной помощи, какую дает эта грамотность при усвоении учебного материала, она оказывает большое влияние на общее развитие незрячих.

Графические работы производятся слепыми и слабовидящими учащимися на специальном тифлографическом приборе, сконструированном Н. А. Семевским. Первый вариант прибора и все инструменты и принадлежности к нему были изготовлены Николаем Анатольевичем в 1934 г. На этот прибор было выдано авторское свидетельство. На протяжении многих лет ученый усовершенствовал и дорабатывал тифлографический прибор, в 1954 г. он получил авторское удостоверение пятого варианта.

Апробирование прибора проходило в Московском институте слепых детей, куда для проведения экспериментальной работы был направлен Народным комиссариатом просвещения РСФСР Н. А. Семевский в апреле 1945 г. Экспериментальная работа по освоению чертежного прибора прошла успешно. Слепые дети легко выполняли чертежи по геометрическому, проекционному и техническому черчению, вычерчивали учебные схемы, рельефные графики и таблицы. В 1952 г. Николай Анатольевич подготовил методическое пособие на тему "Обучение графике в школе слепых". На основании приказа Министерства просвещения РСФСР в 1954/1955 учебном году во всех школах для слепых детей РСФСР было введено преподавание нового предмета – тифлографики (рельефного черчения и рельефного рисования), а затем и в специальных школах для слепых детей союзных республик. В 1960 г. Н. А. Семевский подготовил методическое пособие "Обучение рисованию в школе слепых".

Прибор, сконструированный Н. А. Семевским, состоит из пластины органического стекла размером 308 на 226 мм и комплекта инструментов: рейсфедеров, циркуля, треугольника, уравнителя и др. Чертеж наносится на мастику, изготовленную из воска и битума. Для хранения и переноски прибор укладывается в футляр в виде портфеля.

Николай Анатольевич уделял большое внимание эстетическому воспитанию учащихся. В кабинете тифлографики Московской школы-интерната № 1 для слепых детей был создан ряд иллюстрированных фонофильмов: "Экскурсия в московский Кремль", "Сосуды разных времен и народов" и др. Текстовый материал, сопровождаемый соответствующим музыкальным и шумовым оформлением, записывался на магнитную ленту. Каждый из учащихся в классе получал специально составленный к этому фильму альбом иллюстрированных изображений. Все рисунки в альбоме снабжались надписями по системе Брайля.

Работа учащихся с такими альбомами постепенно формировала у них представление о произведениях изобразительного искусства: живописных полотнах и скульптурах, архитектурных памятниках, фарфоровых и керамических изделиях. О том, как тифлографика Н. А. Семевского вошла в жизнь незрячих школьников, на Московской киностудии документальных фильмов был снят фильм "Во имя человека", который демонстрировали на экранах кинотеатров Советского Союза и девятнадцати стран мира.

Николай Анатольевич был изобретателем специального чертежного прибора для незрячих и автором многочисленных учебных и методических пособий. Учитывая его заслуги в деле улучшения обучения и воспитания слепых детей, ему после выхода на заслуженный отдых была назначена персональная пенсия республиканского значения.

Николай Анатольевич Семевский умер 14 февраля 1971 г. в Москве.