19 января исполнится 90 лет со дня рождения Б. Ф. Бойченко (1924-1986)
19 января исполнится 90 лет со дня рождения Б. Ф. Бойченко (1924-1986), музыканта, преподавателя по классу баяна в Загорском музыкальном училище для ослепших воинов, бывшего руководителя вокально-инструментального ансамбля Музыкально-эстрадного объединения МГП ВОС
Борис Федорович Бойченко родился 19 января 1924 г. в Москве. В раннем возрасте у него обнаружились абсолютный слух и великолепная музыкальная память. Первым его учителем стал отец, Федор Трофимович, не будучи музыкантом-профессионалом, он освоил азы игры на фортепьяно и сочинил для своего сына незатейливую пьеску. В шесть лет юный музыкант уже играл на фортепьяно и двухрядной гармошке, а позднее на баяне.
С 1933 г. Борис Бойченко, у которого была врожденная катаракта и слабый остаток зрения, учился в московской школе-интернате для слепых детей. К одиннадцати годам он знал наизусть, запомнив по слуху, практически весь основной музыкальный материал оперы Ж. Бизе "Кармен", которая навсегда осталась предметом его особого восхищения. Серьезные занятия музыкой Борис начал в школе – сначала на фортепьяно у пианиста-композитора Б. А. Шихова, а затем на баяне у А. К. Богатова, А. В. Барсукова и Г. И. Шамина. Занятия по баяну начались осенью 1936 г.
В учебе по музыке Борис очень быстро прогрессировал и с большим успехом выступал на школьных вечерах, со школьных лет он был отличным ансамблистом. Играть вместе с ним или слушать ансамбль с его участием доставляло огромное удовольствие, вместе с тем, будучи лидером в любом ансамбле, он никогда этого не подчеркивал и чутко воспринимал успехи товарищей. Если он замечал, что то или иное место, а порой и вся ведущая партия прозвучат у кого-либо лучше, он с охотой, без тени рисовки, передавал их своему товарищу по ансамблю.
Круг музыкальных интересов Б. Ф. Бойченко был чрезвычайно широк – от старинной музыки до джаза. В числе любимых его композиторов всегда оставались П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, Ф. Шопен, Э. Григ, Ж. Бизе, обладая прекрасным чувством стиля, он мог имитировать многих композиторов. Как-то, в период его работы в Загорской школе, его музицирование на рояле озадачило одного из преподавателей школы, опытного музыканта-пианиста, который воскликнул: "Позвольте, это что: импровизация или все-таки Бах?". Примеров такого проникновения в творческую лабораторию разных авторов было немало.
Еще в школьные годы Б. Ф. Бойченко увлекался "снятием" с грампластинок различных произведений, по большей части эстрадных, и переложением их на баян или аккордеон. Недостатки тогдашнего звуковоспроизводящего аппарата, патефона, серьезно усложняли эту задачу, но не являлись для него, обладавшего острым слухом, непреодолимым препятствием. Кроме того, априорным путем он нашел ряд методов, которые применял, чтобы четко прослушивать все голоса оркестра. Например, он прикладывал к ушам ладони рук, складывая их "рупорами", или, взяв в зубы обыкновенный дверной ключ, прикладывал его к мембране и т. д.
Когда в начале Великой Отечественной войны школа находилась в эвакуации в г. Мензелинске (Татарская АССР), Борису удалось с пластинки по слуху разучить "Перезвон" из "Арлезианки" Ж. Бизе. Эту пьесу, в его переложении для трех баянов, он вместе с другими учащимися с успехом исполнял на концертах в фонд обороны.
Педагогическая деятельность Б. Ф. Бойченко началась с 17 лет, в сентябре 1941 г. в Мензелинске, где ему предложили преподавать баян в госпитале, ставшем вскоре домом инвалидов.
В 1943 г. в числе нескольких воспитанников школы Б. Бойченко поступил в музыкальное училище им. Октябрьской революции. Учился он очень легко, казалось, не испытывая ни малейших трудностей, и завершил четырехгодичный курс по классу баяна Геннадия Ивановича Шамина за три года. Вскоре после поступления в училище Б. Ф. Бойченко был включен в состав фронтовой бригады от ГИТИСа под руководством профессора Панченко. Бригада дала более 50 концертов во фронтовых частях Советской Армии, примечательно, что администрация училища при подборе баяниста среди всех студентов предпочла именно его, первокурсника с минимальным остатком зрения.
По возвращении в Москву, будучи студентом музыкального училища им. Октябрьской революции, он преподавал в его филиале для военноослепших, затем в Загорской школе для инвалидов Великой Отечественной войны. Педагог он был творческий и гибкий, говоря о музыке, Б. Ф. Бойченко часто проводил параллели с другими видами искусства, что придавало его объяснениям полноту и делало их доходчивыми для учащихся.
Одним из замечательнейших свойств музыканта была его способность быстро восстанавливать, приводить, что называется, в концертную форму годами не игранные им произведения. Так в 1949 г. в Загорской школе, на концерте, посвященном 100-летию со дня смерти Ф. Шопена, Б. Ф. Бойченко выступил с блеском, исполнив сложнейшие сочинения, которые долгое время не звучали в его репертуаре.
С 1950 по 1979 гг. Б. Ф. Бойченко являлся одним из ведущих артистов музыкально-эстрадного объединения (МОЭ) при Мосгорправлении ВОС, продолжительное время входил в состав его художественного совета, избирался в общественные организации. Работая в эстрадных ансамблях как рядовой музыкант, а многие годы и в качестве руководителя, он неизменно был их украшением, аранжировки, сделанные им, часто признавались лучшими и использовались многими другими ансамблями МЭО. На музыкальных конкурсах его ансамбль не однократно занимал первые места.
В течение 25 лет (до 1978 г.) Б. Ф. Бойченко был наставником баянистов массового отдела МЭО, основная часть которых состояла из инвалидов Великой Отечественной войны, он обеспечивал их актуальным песенно-танцевальным репертуаром и помогал овладевать им. Учитывая специфику контингента, индивидуальные возможности каждого из своих подопечных и в то же время стараясь не нанести ущерба музыке, он делал обработки такими, чтобы баянистам было сравнительно нетрудно их играть. При диктовке нот Б. Ф. Бойченко не прибегал к помощи инструмента или каких-либо записей.
Ряд лет Борис Федорович работал в художественной самодеятельности при клубе Мосгорправления ВОС руководителем квартета баянистов, который с успехом выступал на различных смотрах и концертах, и здесь, будь то подбор репертуара или трактовка исполняемого произведения – во всем проявлялась его яркая творческая личность.
Интерес к творчеству, особенно к переложениям и обработкам, у Б. Ф. Бойченко проявился с самых ранних лет. В течение полутора лет (1952-1953) он занимался в семинаре В. Белого при Союзе советских композиторов. За время более чем сорокалетней активной музыкальной деятельности им создано несколько сот обработок и переложений, главным образом песенно-танцевальной музыки советских и зарубежных авторов.
Борис Федорович Бойченко умер 5 июня 1986 г.