2 апреля

60 лет со дня рождения В. М. Истомина (1953-2006), музыканта и композитора.



Василий Михайлович Истомин родился 2 апреля 1953 г. в деревне Измайловской Плесецкого района Архангельской области. В детстве В. М. Истомин много слышало войне — его отец воевал четыре года, братья отца также воевали: старший вернулся с фронта без ноги, а средний погиб, в его честь и назвали мальчика Василием. Мать Василия Михайловича сполна испытала всю тяжесть военной поры — пахала, косила, выращивала хлеб.

При рождении Василий был крещен по обычаю староверов. Деревня, где он родился и рос, находилась далеко от железной дороги, шоссе в деревню проложили только в конце 1950-х гг., до конца 1960-х гг. у них не было электричества и радио. Василий Михайлович, вспоминая о своем детстве, рассказывал, что его мать и родственники знали много старинных песен, отдыхая, они водили хороводы и пели. У Василия с раннего детства проявился интерес к музыке, к шести годам он выучил весь местный репертуар, играл на гармошке, пел, был постоянным участником вечеринок и народных гуляний.

В 1960 г. Василий поступил в Грязовецкую школу-интернат для слепых детей, где музыку и пение преподавал заслуженный работник культуры Российской Федерации Василий Петрович Смирнов. Под его руководством Василий Истомин научился игре на трубе, фортепиано, баяне, пел в хоре, участвовал в школьном духовом оркестре. В школьные годы он самостоятельно освоил игру на гитаре и балалайке.

Окончив неполную среднюю школу, Василий поступил в Вологодское музыкальное училище, где сделал свой профессиональный выбор, обучаясь исполнительскому мастерству по классу трубы у В. Я. Никитина. Факультативно он занимался композицией и к завершению учебы уже имел несколько собственных сочинений: сюиту для трубы и фортепиано, сюиту для духового оркестра, скрипичный концерт, квартет, по заказу Вологодского театра юного зрителя написал музыку для детского спектакля.

После окончания в 1974 г. училища с отличием продолжил свое образование в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, где занимался по классу трубы у народного артиста России, профессора Тимофея Александровича Докшицера. Во время обучения в институте он посещал занятия по композиции, которыми руководил композитор, народный артист СССР Арам Ильич Хачатурян. Поступив в институт, Василий Михайлович понял, что учеба в вузе коренным образом отличается от требований в училище. Первые два года в Гнесинке он ежедневно самостоятельно занимался по 5–6 часов — работал над ведением звука, исполнительским дыханием, раскрытием содержания произведения. Потребовалось приобрести хороший музыкальный инструмент.

Будучи студентом третьего курса, в 1976 г. В. М. Истомин по конкурсу был принят в сценический оркестр Большого театра СССР, где играл в течение пяти лет.

В 1978 г. в жизни Василия Михайловича состоялось знаменательное событие — его направили в Чехословакию для участия во Втором международном конкурсе музыкантов-исполнителей с дефектами зрения. Он успешно выступил с обязательной программой, но особое впечатление произвел на членов жюри, исполнив собственное сочинение «Памяти погибших трубачей». На конкурсе, в котором участвовало 24 незрячих музыканта-исполни-теля, В. М. Истомин занял второе место.

После конкурса он продолжил учебу и работу в театре. По окончании института кафедра духовых инструментов предложила ему поступить в дневную аспирантуру, где он проучился два года. Завершив обучение в аспирантуре, Василий Михайлович был вынужден прекратить работу в Большом театре, т. к. у него больше не было московской прописки. Только через год с помощью Московской городской организации ВОС он получил постоянную прописку в Москве и небольшую комнату в коммунальной квартире.

Деятельность Василия Михайловича как музыканта-исполнителя, композитора, руководителя музыкальных коллективов и педагога очень широка и разнообразна. С 1981 г. он работал солистом-концертантом Росконцерта, затем организовал и возглавил рок-группу, ставшую в 1992 г. лауреатом первой премии фестиваля Московского городского правления (МГП) ВОС «Не хлебом единым», был художественным руководителем Всероссийского творческого объединения слепых «Гомер» и организатором входящей в его состав московской ассоциации молодых музыкантов-исполнителей с дефектами зрения «Вдохновение». Его преподавательская деятельность про-ходила в Московском государственном университете культуры и искусств и Российской академии музыки им. Гнесиных, где он в должности доцента вел класс трубы.

Василий Михайлович состоялся и как композитор, ему принадлежат несколько циклов романсов на слова известных российских поэтов, в т. ч. и незрячих.

В 1995 г. В. М. Истомин осуществил постановку своей оперы «Русские женщины». В основе оперы — идея о том, что без крепкого тыла победа в Великой Отечественной войне была бы невозможна. Мысль написать оперу о подвиге русских женщин, на чьи плечи в годы войны легли все тяготы деревенского труда, возникла у Василия Михайловича еще в 1970-е гг., когда он учился в Вологодском музыкальном училище. Пешком он прошел десятки километров в Архангельской и Вологодской областях, переходя от одной до другой деревни, собирая северные народные песни и наигрыши на гармонике и записывая их на небольшой магнитофон. Поступив в Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, Василий Михайлович продолжил занятия фольклором под руководством доктора искусствознания, профессора Татьяны Васильевны Поповой. В общей сложности за девять лет им было собрано и записано более 150 народных песен и более 40 наигрышей на гармонике.

Народные мелодии органично вошли в его одноактную оперу «Русские женщины», состоящую из трех картин. Партитуру композитор писал два года, определив характер своей оперы как «народные сцены». Постановка была осуществлена в Москве на сцене Центрального дома культуры Всероссийского общества слепых (ЦДК ВОС). В спектакле приняли участие студенты Российской академии музыки им. Гнесиных, Московского государственного университета культуры и искусств, Государственного специализированного института искусств, академический хор и хор русской народной песни ЦДК ВОС. Автор на премьере выступал в роли дирижера, но кроме этого, он, не оставляя дирижерского пульта, исполнил в третьей картине «Песню Алексея», заменив отсутствующего артиста.

Интересы Василия Михайловича были разносторонни — он собирал материалы по истории музыкального образования незрячих, информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях, биографии музыкантов-исполните-лей с нарушением зрения.

В 1999 г. Главный центр компьютерных технологий Всероссийского общества слепых предоставил В. М. Истомину компьютерное рабочее место. Используя компьютер, Василий Михайлович за год подготовил к печати книгу «Незрячие музыканты-исполнители России», которая была издана в том же году. В книге представлен исторический обзор музыкального образования незрячих в России на протяжении двух столетий, начиная с 1807 г., когда в Санкт-Петербурге было открыто первое учебное заведение для слепых — Институт работающих слепых, и до наших дней, приведена информация о Курском музыкальном училище-интернате слепых и Государственном специализированном институте искусств (Москва). В. М. Истомин систематизировал и проанализировал историю возникновения и развития международных и всесоюзных конкурсов музыкантов-исполнителей с дефектами зрения, привел биографические сведения о лауреатах и дипломантах этих конкурсов.

Василий Михайлович стремился всесторонне представить деятельность незрячих музыкантов во всех сферах музыкального искусства: музыкантов-исполнителей, педагогов, композиторов и музыковедов. В 2001 г. он подготовил и издал книгу «Музыкальное образование незрячих в России», в которой представил историю музыкального образования незрячих в России и странах Западной Европы. Значительная часть книги посвящена международным и всесоюзным конкурсам незрячих музыкантов-исполнителей и композиторов, приведены биографии лауреатов и дипломантов этих конкурсов. Важная составная часть книги — методика обучения незрячих музыкантов-исполнителей. Автор считал, что музыкальная тифлопедагогика изучена недостаточно, он опубликовал рекомендации для зрячих педагогов о том, на что надо обратить особое внимание на занятиях с незрячим учеником.

В конце 1990-х гг. В. М. Истомин, используя компьютерные музыкальные программы Encore и Finale, осуществил набор собственной школы игры на трубе — «Мастерство трубача». В сентябре 2000 г. за вклад в музыкальную культуру России ему было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

В 2004 г. Василий Михайлович подготовил к печати и опубликовал книгу «Мое родное Кеноречье», в которую вошли песни его родного края, собранные и записанные им во время этнографических путешествий по Архангельской области. В книгу вошла информация о фольклорных традициях русского Севера, ноты и тексты народных песен и краткие сведения о том, где и от кого они записаны.

В 1990-е гг. В. М. Истомин в журналах «Диалог» и «Школьный вестник» публиковал романсы, написанные на слова А. Пушкина и С. Есенина, а также на слова незрячих поэтов. В 2006 г. в ООО «ИПТК "Логос" ВОС» была издана книга Василия Михайловича — цикл романсов на стихи незрячих поэтов «С любовью о любви». В нее вошли романсы на слова Э. Асадова, Г. Еремеева, Н. Мерзликиной, В. Бухтиярова, Ю. Кагана, В. Волкова, О. Шавровой.

Читателям и сотрудникам Российской государственной библиотеки для слепых на вечерах в библиотеке выпало счастье слышать романсы Василия Михайловича

в авторском исполнении. Он был не только нашим читателем, но и большим другом. В 1990-е гг. в читальном зале библиотеки было старенькое, много повидавшее на своем веку пианино, и перед очередным литературно-музыкальным вечером пианино необходимо было настраивать. Василий Михайлович никогда не отказывался нам помочь, он выкраивал время из своего напряженного графика и совершенно бескорыстно выполнял эту работу.

Творческих задумок и планов у Василия Михайловича Истомина было много, но 27 июля 2006 г. он, к сожалению, скоропостижно умер.