205 лет со дня открытия Дрезденского (Саксонского) института слепых

Дрезденский институт слепых был открыт в 1809 г. по инициативе ученого и благотворителя Эммануила Готлиба Флемминга. Директорами института были К. Георги, Ф. Бютнер и другие.
Карл Георги (1802-1867) родился в семье полкового врача в Саксонии. После окончания университета заинтересовался обучением слепых и поступил учителем в Дрезденский институт слепых, где вскоре стал директором и находился в этой должности тридцать пять лет.
Первоначально Дрезденский институт слепых находился в охотничьем замке, куда изредка приезжал король. Слепые главным образом занимались музыкой, а после окончания – нищенствовали.
За время своей деятельности К. Георги провел решительные изменения в характере обучения слепых, он выдвинул на первое место ремесленное обучение взамен музыкальному образованию. Он предложил систему обучения слепых, при которой в одном учреждении были объединены: преддошкола, куда принимали детей с шести лет, народная школа – с десяти лет, затем школа продленного профессионального обучения. Из ремесел обучали канатному, корзиночному и столярному делу, плетению, а позднее щеточному делу.
В королевском саксонском учебном заведении для слепых при обучении использовалась система, предложенная немецким педагогом-новатором Ф. Фребелем (1782-1852). С момента зачисления ребенка в Институт педагоги заботились не только о его физическом, нравственном и интеллектуальном развитии, но и о том, чтобы привить ему любовь к труду.
Фридрих Фребель в своем учении исходил из того, что ребенка надо с самого рождения воспитывать как существо творческое и созидающее. Он считал, что ребенку присуща жажда деятельности, и эту деятельность следует направлять и развивать с самого рождения. Поэтому Фребель был противником тех способов обучения и воспитания маленьких детей, которые подавляли их самостоятельность. Он считал, что воспитание ребенка должно пробуждать в нем самодеятельность, а самодеятельность ребенка проявляется прежде всего в игре, следовательно и развитие его начинается во время игры. Задача воспитателя заключается в умении предоставлять детям такие игры, которые соответствуют их природе и дают разнообразную пищу для всестороннего и гармоничного пробуждения их творческих сил и способностей, следует развивают ребенка в физическом, умственном и нравственном отношениях.
Каждая игра, предложенная Фребелем, начинается с самых простых форм и постепенно переходит к более сложным. Выбор игр и порядок, в котором они могут даваться детям, зависит от степени развития, склонностей и способностей ребенка. В фребелевские занятия входят работы со строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, нанизывание бус, выкалывание, конструирование из бумаги и палочек и др.
В начальных классах Дрезденского института слепых любовь к труду прививалась на таких занятиях, как нанизывание бус и бисера при строгом чередовании их разной величины, плетение полосок бумаги и других. Во время этих занятий детей приучали выполнять задания учителя аккуратно и красиво. На этих занятиях развивали чувствительность пальцев рук.
Постепенно ребенок переходил к более сложной работе: плетение корзин из прутьев и тростника, плетение жгутов. Эта работа укрепляла мышцы рук. Слепым учащимся доставляло радость, что они могут самостоятельно изготовить красивую и полезную вещь.
Детей также обучали рельефно-линейному шрифту, а затем перешли на систему Брайля.
В возрасте 11 лет дети по три часа ежедневно начинали заниматься в мастерских. Девушек обучали шитью, вязанию, плетению ковриков и сидений для стульев. Юноши изучали корзиночное и канатное производство. Во время обучения ученики определяли свою будущую профессию. Этот вопрос решался индивидуально в зависимости от физического состояния и способностей ученика. При выборе специальности слепому так же важно было учитывать спрос на свою работу там, где он будет жить после выхода из института.
Директор института заботился о том, чтобы каждый выпускник после выхода из института имел работу и мог обеспечить себя. Для этого он посещал родные места каждого ученика, еще задолго до его выпуска, и знакомился с местными жителями, фабрикантами, священником, просил их о поддержке слепого в самостоятельной жизни. Он рассказывал им об условиях жизни и труда слепого в институте, о его специальности, демонстрировал образцы его работы. Решался вопрос о том, кто будет наставником и советчиком слепого. Таким доверенным лицом мог стать местный священник, учитель или другой авторитетный и уважаемый человек. Если же директор видел, что условия жизни на родине слепого не могут обеспечить ему работу по специальности, то его устраивали на работу к какому-нибудь слепому мастеру.
Кроме этого Дрезденский институт слепых обеспечивал каждого выпускника необходимыми инструментами и небольшим количеством рабочего материала, одеждой, обувью, бельем, чтобы на первое время самостоятельной жизни освободить его от забот и дать возможность сосредоточиться исключительно на своем ремесле.
Значительные расходы на вещи и инструменты, выдаваемые выпускникам при выходе из института, покрывались частью из специального благотворительного фонда, частью из сбережений, накопленных слепыми во время пребывания в институте, частично – единовременным пособием со стороны общины по месту жительства. Что же касается одежды, то она дарилась их запасов института.
В Дрезденском институте была еще одна важная традиция – через некоторое время после выпуска из института слепого его по месту жительства посещали директор или его помощник для того, чтобы проверить не нужна ли ему какая-либо помощь. Дирекция железных дорог Саксонии предоставляла директору и его помощнику право на бесплатный проезд.
Обследование жизни слепых показало, что многие выпускники Дрезденского института слепых своим трудом смогли заработать и скопить небольшой капитал и купить собственные домики. В том случае, когда денег на покупку дома не хватало, слепой получал ссуду из фонда для бывших воспитанников института. Этот фонд был создан из частных пожертвований.
В 1867 г. фонд составлял капитал в 36 тыс. талеров, а в 1873 г. – 85 тыс. талеров. Для его пополнения директор института обращался к руководству церквей и монастырей, торговых фирм, городов и деревень Саксонии. В создании фонда большую помощь оказала пресса. В печати сообщалось о крупных пожертвованиях, выражалась благодарность за щедрую благотворительную деятельность. Создание такого фонда имело огромное значение в оказании благотворительной помощи слепым после их выхода из института.
В Дрезденском институте слепых была создана хорошо продуманная система образования.
Материал о Дрезденском институте слепых взят из кн.:Сизова, А. И. Из истории обучения слепых детей [Текст] / А. И. Сизова. — М., 2008. — 303 с.