11 апреля – 250 лет со дня рождения И. В. Клейна (1765-1848), тифлопедагога, основателя Венского института для слепых детей.

Иоганн Вильгельм Клейн родился 11 апреля 1765 г., его отец был придворным. После окончания университета занялся юридической деятельностью. В начале XIX в. получил должность в Вене в Совете по мероприятиям помощи бедным. С 1805 по 1826 г. Клейн занимал должность окружного директора попечительства о бедных. В силу своей новой деятельности познакомился с положением слепых. Его особое внимание привлекли к себе слепые дети, остававшиеся большей частью неграмотными. Знакомство с незрячей талантливой пианисткой и композитором Марией Терезией Парадис, бывшей тогда директором музыкальной школы для незрячих девушек, и слепым поэтом Антоном Бергофером пробудили в нем желание взяться за обучение и воспитание слепых детей.
Клейн в течение года занимался обучением слепого девятилетнего Якоб Браун. Мальчик оказался очень способным, и уже через год учитель решил познакомить общественность с его достижениями. Якоб научился читать по выпуклым буквам, писать так, что зрячие могли читать написанное. Он мог производить четыре арифметических действия с помощью “счетного шнура”, изобретенного Клейном. Мальчик хорошо изучил основы географии по рельефным картам и систему нотных знаков. Он также искусно плел сети из веревок и кружева на коклюшках, вязал и мастерил разные вещицы из бумаги, картона и кожи.
Экзаменовали Якоба в присутствии комиссии, которая дала высокую оценку его достижениям. После этого, в 1804 г. И. В. Клейну были предложены средства для организации учреждения для обучения слепых детей. Для обучения слепых денежные дотации выделяло правительство, кроме этого поступали средства от частных лиц. Так зародилось первое учебное заведение для незрячих в Австро-Венгрии – Венский королевский институт для слепых детей, незрячие дети учились в Институте восемь лет. Иоганна Клейна назначили на должность директора. Он возглавлял Институт до 1848 г., покинув пост незадолго до смерти.
В Венском институте обучение чтению осуществлялось по рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи. Затем Иоганн Клейн разработал и ввел в обучение так называемый “игольчатый” рельефный шрифт. Буквы “игольчатого” штифта повторяли очертания букв латиницы, т. е опирались на практический опыт унциала Валентина Гаюи, но каждая буква состояла из большого количества точек. Этот шрифт хорошо воспринимается осязанием, но печатание этим шрифтом сложно, т. к. буквы хранились в специальной кассе, был затруднителен не только выбор буквы, но и необходимость придать ей правильное положение при наколе. Этим шрифтом в Институте печатали книги для слепых. Институтская библиотека была очень бедной, в нее входили: букварь, сборник пословиц, басен и стихотворений, несколько брошюр религиозно-нравственного содержания и хронологическая таблица по истории.
При обучении Клейн особое значение придавал осязанию. Он считал необходимым проведение специальных уроков по развитию осязания. На этих уроках использовали специальный ящик, в котором в хаотическом беспорядке находились предметы и различные материалы. Он предлагал начинать ознакомление с мелких предметов, затем переходить к таким, которые могут быть восприняты при помощи движения рук.
Немецкий тифлопедагог Фридрих Цех писал: “Клейн придавал большое значение развитию рук, руки должны упражняться в играх, в разных домашних работах, в занятиях плетением. Дети должны были сами одеваться и раздеваться. Что касается пособий для обучения естествознанию, то Клейн, кроме настоящих моделей, употреблял рельефные картины и контуры”.
И. В. Клейн высказал мнение, что у слепых имеются прирожденные музыкальные способности и что у них наблюдается большая потребность в музыке, чем у зрячих. Музыкальные занятия в Институте проводились по специальной методике, разработанной придворным органистом Симоном Зехтером.
После наполеоновских войн в Австрии создалось тяжелое материальное положение. Учтя это, И. В. Клейн начал широко пропагандировать совместное обучение слепых и зрячих. В это время ряд высокопоставленных чиновников подал заявление о необходимости ликвидировать дело обучения слепых, т. к., по их мнению, слепые нищие, получившие образование, тяжелее переживают свое положение. Клейн, пользуясь своей популярностью, сумел отбить нападки. Однако, его беспокоило, что бывшие ученики после окончания Венского института становились нищими.
Заботясь о положении слепых после окончания Института, Клейн в 1826 г. открыл при нем дом призрения и мастерские для взрослых слепых, где они трудились, получая невысокую плату, жилье и пищу. В мастерских он проводил эксперименты по выбору наиболее подходящих профессий для слепых, были испробованы ремесла: картонажное, переплетное, сапожное, столярное, токарное, ткацкое, корзиночное и канатное. Три последних профессии показались наиболее подходящими для слепых, и им стали обучать обстоятельнее. Этот вид помощи выпускникам представлял совершенно новую систему попечения о взрослых слепых, но мало распространялся ввиду ограниченности средств.
С целью популяризации своего опыта Иоганн Клейн в 1805 г. издал брошюру, которая быстро разошлась. Кроме того, раз в неделю он демонстрировал мастерство своего ученика. Вскоре Венский институт стал центром по подготовке учителей школ для слепых детей не только Австро-Венгрии, но и других стран Европы. И. В. Клейн считал, что учитель слепых должен уметь изобретать учебные пособия и уметь их делать. По его мнению, подготовка учителя должна продолжаться полтора – два года в дополнение к общей педагогической и проводиться при учреждении для слепых, где будущий учитель знакомится с методами работы и учебными пособиями.
Особое значение в школах слепых И. В. Клейн придавал слову учителя. Он ввел при обучении грамоте звуковой метод, ссылаясь на то, что у слепых особенно обострен слух. К обучению письму Иоганн Вильгельм переходил после обучения чтению, делая между ними разрыв.
Иоганн Клейн автор трудов в области тифлопедагогики. Он выпустил несколько книг и руководств о методах обучения слепых и опыте работы, накопленном к тому времени специальными учебными заведениями, в том числе им написана “История обучения слепых”. В “Учебнике для занятий со слепыми” им была выдвинута идея тренировки собак, он говорил о возможностях применения собаки в качестве проводника, ее обучении и содержании. В 1837 г. Клейн организовал при Институте музей, в котором собрал учебные пособия, применявшиеся тогда в обучении и воспитании незрячих детей.
Иоганн Вильгельм Клейн скончался 12 мая 1848 г. Он похоронен на городском кладбище, на его могиле установлен памятник, на котором изображен он сам с двумя своими учениками.