24 октября — 85 лет со дня рождения Валентины Александровны Феоктистовой (1930-2004), кандидата педагогических наук, профессора.
Валентина Александровна Феоктистова родилась 24 октября 1930 г. в Ленинграде, ее отец работал начальником цеха на Балтийском заводе, с ранних лет приучая девочек трудиться, рассчитывать на свои силы, а мать была домохозяйкой. Они жили на Петроградской стороне в коммунальной квартире. В 1938 г. Валентина вместе с родителями и младшей сестрой переехала на Васильевский остров в дом на Шкиперском протоке, построенный специально для рабочих-передовиков производства и членов их семей. В Ленинграде ее застала война и страшная блокадная зима.
Отец ушел на фронт, он защищал Родину на Ладоге, практически ничего не зная о судьбе своей семьи. Мать Валентины Александровны умерла от голода, а девочек эвакуировали из окруженного города и направили в детский дом. Об этих годах Валентина Александровна вспоминала мало и очень отрывочно. Говорила только, что благодарна судьбе за то, что их не разлучили с сестрой. Лишь в 1946 г. отец нашел своих дочерей и привез в чудом сохранившуюся комнату на Васильевском острове.
В 1948 г. Валентина Александровна поступила на дефектологическое отделение Ленинградского государственного педагогического института им. А. И. Герцена, училась на отлично, была “сталинской” стипендиаткой. После окончания института начала работать учителем истории в школе для слабовидящих детей, одновременно продолжая свое образование в аспирантуре при кафедре тифлопедагогики под руководством профессора Б. И. Коваленко. За заслуги и достижения в области специального образования и активное участие в общественно-политической жизни В. А. Феоктистовой было присвоено звание “Отличник просвещения СССР”.
В 1956 г. она успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему “Распознание и понимание картин и рисунков учениками 1-3-х классов школы слабовидящих”, и с этого времени ее судьба была почти целиком связана с дефектологическим факультетом ЛГПИ им. А. И. Герцена. Валентина Александровна постепенно набиралась опыта у своих учителей и стала ведущим преподавателем кафедры тифлопедагогики. Учебные программы по истории тифлопедагогики, коррекции и развитию зрительного восприятия, разработанные ею, были утверждены Министерством просвещения СССР для дефектологических факультетов. Рядом с нею трудились коллеги, чьи имена известны тифлопедагогам России: А. И. Зотов, А. Г Литвак, Л. И. Моргайлик, В. К. Рогушин, Е. Б. Островская, Т. П. Головина, Э. М. Стернина, В. М. Сретенская и многие другие.
Студенты всегда пребывали в приятном ожидании лекций Валентины Александровны. Они были готовы слушать ее, не замечая перерывов. На встречах выпускников они вспоминали не только лекции, но и поездки в колхоз на уборку урожая, на практику в школы слепых.
Большой вклад в подготовку специалистов В. А. Феоктистова внесла, читая лекции на курсах повышения квалификации практических работников школ в разных городах России. Совместно с Э. М. Стерниной ею были организованы группы для незрячих при Центре повышения трудоспособности в г. Волоколамске. Несколько десятков выпускников стали активными пропагандистами тифлопедагогических знаний, активно используя их в процессе реабилитации взрослых незрячих.
Своими знаниями и опытом Валентина Александровна делилась с учеными, практиками и будущими специалистами. Полный список научных трудов В. А. Феоктистовой составляет более 100 наименований. Наибольшую известность получили учебники и хрестоматии В. А. Феоктистовой по истории отечественной и зарубежной тифлопедагогики, изданные не только на русском языке, но и переведенные на английский, испанский и польский языки. По ним обучались студенты нашей страны и за рубежом.
Целостный подход к анализу процесса становления и развития тифлопедагогики позволил раскрыть общественно-историческую обусловленность формирования науки об обучении и воспитании слепых на различных этапах становления государства и обосновать специфические внешние факторы, повлиявшие на процесс становления тифлопедагогики. На этой основе она вскрывала преемственность в развитии тифлопедагогических идей, их связь с практикой. Указанные подходы позволили Валентине Александровне установить периодизацию развития тифлопедагогики, проследить качественные изменения главных ее компонентов в ходе развития науки.
По итогам проведенных исследований Валентина Александровна написала диссертацию на соискание степени доктора педагогических наук “Становление и развитие тифлопедагогики как науки” (1987). Эта работа была посвящена важнейшей проблеме дефектологии – исследованию путей становления и развития тифлопедагогики как самостоятельной отрасли научного знания, вопросам преемственности в формировании тифлопедагогических идей обучения слепых и слабовидящих, проблеме прогнозирования дальнейшего совершенствования ее структуры. Но, к сожалению, эта работа, хотя и была рекомендована к защите, так и не была защищена.
Сама Валентина Александровна всегда говорила о том, что сфера ее интересов – это история и дидактика. Тем не менее, она с успехом занималась и другими вопросами тифлопедагогики. Во многом творческие замыслы Валентины Александровны воплощались в работах ее аспирантов. Под ее руководством было защищено 7 кандидатских диссертаций. Трое бывших аспирантов Валентины Александровны: В. Гудонис, М. Заорска, Г. Никулина – успешно защитили докторские диссертации, продолжая традиции “Школы Феоктистовой Валентины Александровны”.
В. А. Феоктистова вела большую общественную работу. Она являлась членом Совета по защите диссертаций, методического совета при Министерстве просвещения СССР, руководителем методического объединения кафедры, членом методического совета ИУУ г. Ленинграда. С 1995 по 2003 г. была членом научно-методического совета Комитета по образованию администрации Санкт-Петербурга. На протяжении многих лет была куратором студенческих групп. И везде, где бы она ни работала, она проявляла неравнодушие, инициативу, творчество, принципиальность.
Ее международная деятельность была отмечена специальной наградой Совета Французского ордена за заслуги в области дела слепых “Кавалерский крест” и памятной медалью Элен Келлер за активную работу со слепыми своей страны и пропаганду тифлопедагогических знаний.
Она принадлежала к числу ученых, уделявших особое внимание людям, потерявшим зрение. Она была членом Всесоюзного общества слепых на правах зрячих (с 1962 г.) и представляла интересы незрячих на международной арене. С 1979 по 1987 г. являлась представителем во Всемирном совете слепых, членом Всемирной организации по благосостоянию слепых при ЮНЕСКО. Неоднократно выступала на международных конференциях: Антверпен (1979), Прага (1980), Найроби (1982), Париж (1984) и др. Именно Валентина Александровна добилась совершенствования образования не только в дневных, но и заочных школах для слепых и слабовидящих детей.
В. А. Феоктистова постоянно участвовала в конференциях и совещаниях. Будучи преподавателем вуза, она находила время для посещения образовательных учреждений, всегда живо интересовалась вопросами процесса обучения и воспитания лиц с патологией зрения, поддерживала тесные связи со школами и детскими садами.
В конце 1980-х гг. у Валентины Александровны возникла идея создания “Кабинета для консультирования родителей слепых детей” при кафедре тифлопедагогики. Успешная деятельность сотрудников кабинета, потребность в расширении направлений их деятельности стали основой для разработки оригинальной концепции ранней абилитации дошкольников с нарушением зрения. Благодаря совместным усилиям Комитета по образованию и кафедры тифлопедагогики был открыт Центр абилитации дошкольников с нарушением зрения, бессменным научным консультантом которого была В. А.Феоктистова. Она активно участвовала в создании программ воспитания и развития слепых дошкольников, материалов, инструкций, методических рекомендаций, способствующих повышению эффективности коррекционно-педагогического процесса в специальных детских садах, неоднократно выступала на заседаниях методического объединения тифлопедагогов Санкт-Петербурга. Каждое ее выступление становилось предметом обсуждения, своеобразным толчком для дальнейшего развития практики обучения и воспитания слепых и слабовидящих дошкольников.
Учитывая значимость проблемы взаимодействия учреждения и семьи, ею сформированы основные принципы и пути сотрудничества с семьей. В 1992 г. она поддержала инициативу родителей слепых детей по созданию Ленинградской ассоциации родителей-детей инвалидов по зрению. В помощь родителям незрячих детей были созданы методические рекомендации “Воспитание дошкольников с нарушенным зрением в семье”.
В середине 1990-х гг. Валентину Александровну увлекли идеи интеграции не только в обществе, но и в специальной педагогике. В 1996 г. она соглашается на предложение Л. М. Шипициной, ректора Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, создать и возглавить кафедру общей и специальной педагогики. Валентина Александровна стала руководителем группы по разработке оригинальной интегрированной программы по курсу “Педагогика (общая и специальная)” и приступила к написанию учебника нового поколения, отражающего современные тенденции развития специальной педагогики. К сожалению, она не успела реализовать до конца свои замыслы, и учебник остался незаконченным.
Последним ее учебно-методическим пособием стала книга “Развитие навыков общения у слабовидящих детей”. Валентина Александровна очень хотела создать книгу, в которой теория бы сочеталась с практикой. Поэтому в данном пособии были изложены не столько базовые положения общей психологии и педагогики, но и обоснованы специфические подходы к решению проблем общения детей в условиях тяжелого зрительного дефекта. Ею впервые в отечественной тифлопедагогической литературе были обобщены и систематизированы упражнения по формированию мимики и пантомимики у слабовидящих детей, являющихся необходимыми формами неречевого общения. В приложениях были даны возможные конспекты и планы занятий (с иллюстрациями) по развитию неречевых средств общения у детей с нарушением зрения и рекомендации для родителей.
Валентина Александровна Феоктистова – один из наиболее авторитетных отечественных тифлопедагогов, чье научное творчество во многом определяло развитие российской специальной педагогики последней трети ХХ в. Ее исследованиями были заложены многие новые направления этой отрасли науки.
Валентина Александровна Феоктистова умерла 31 октября 2004 г.
Подготовлено по публикациям А. М. Витковской, кандидата педагогических наук, проректора по учебной работе Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга (г. Санкт-Петербург).