26 мая – 110 лет со дня рождения Л. Б. Самбикина (1905-1970), тифлопедагога, заслуженного учителя школы РСФСР.

Леонтий Болеславович Самбикин родился 26 мая 1905 г. в селе Райское ныне Изюмского района Харьковской области в семье служащего. В 1919 г. в тяжелое для семьи время он вместе с родителями переехал в Москву и был определен в подмосковную детскую колонию. В колонии он прошел хорошую школу воспитания, узнал жизнь детского коллектива, взаимоотношения между товарищами, проявил свои организаторские способности, четкость в выполнении порученной работы. Администрация колонии доверяла ему документы на получение продуктов и хлеба, он был ответственным по заготовке дров для колонии.
С 1920 по 1924 г. Л. Б. Самбикин учился в опытной школе при Государственном центральном институте физической культуры им. Сталина, где кроме общего среднего и музыкального образования, получил специальную подготовку для поступления в Институт физической культуры.
В 1924 г. Леонтий Болеславович начал учиться в Институте физической культуры и одновременно готовился к поступлению в консерваторию. В 1925 г. институт пришлось оставить, т. к. не было средств к существованию, заболела мать. Он был вынужден начать работу преподавателем физкультуры в Московском трудовом доме и давать частные уроки, не прерывая занятий по подготовке для поступления в консерваторию. В 1926 г. Л. Б. Самбикин повредил руку, что лишило его возможности продолжать музыкальное образование.
В 1927 г. он поступил на кинематографические курсы (техникум) на режиссерское отделение, которое закончил в 1929 г. в качестве сценариста. В 1930-1931 гг. Леонтий Болеславович работал сценаристом на Московской, Ленинградской и Одесской кинофабриках. Продолжая эту работу, с марта 1931 г. он по совместительству начал преподавать физкультуру в Московском институте слепых. Работа в Институте очень увлекла его. Он организовал физкультурный и драматический кружки. Его умение хорошо рисовать пригодилось при оформлении спектаклей, которые ставили в Московском институте слепых.
Л. Б. Самбикина заинтересовал процесс преподавания физической культуры незрячим детям. До его прихода физическое воспитание в Институте играло вспомогательную роль в общей системе обучения и воспитания слепых. Леонтий Болеславович считал, что в Московском институте слепых физическое воспитание должно стать неотъемлемой частью общего педагогического процесса и занимать особое место.
С 1933 г. он посвятил свою преподавательскую и методическую работу делу физического воспитания слепых и слабовидящих детей. Он стремился привить учащимся любовь к урокам физкультуры. Показывая им упражнения, он мог часами простаивать в одной позе, чтобы ученики один за другим подходили к нему, ощупывали его и запоминали правильное положение тела, а затем повторяли его. Усвоив одно упражнение, они разучивали другое. После обязательных упражнений по программе, проводили игры, которые увлекали ребят. На занятиях Л. Б. Самбикин учил ориентироваться в здании и на местности, следить за правильной осанкой, активно реагировать на все происходящее вокруг.
В Московском институте слепых с приходом Леонтия Болеславовича вводят новые формы работы, организуют соревнования как внутри школы, так и между городами. В 1935 г. была создана секция гимнастики, а через год впервые в истории были проведены соревнования между Московским институтом слепых и Ленинградской школой для слепых детей. Л. Б. Самбикин придавал большое воспитательное значение проведению спортивных соревнований.
В 1938 г., на основании постановления Центрального исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР о введении персональных званий учителей (от 10 апреля 1936 г.), Л. Б. Самбикин получил аттестат на звание учителя средней школы.
Творческую работу Л. Б. Самбикина прервала Великая Отечественная война. В июне 1941 г. он ушел на фронт и всю войну сражался на Центральном, Северо-Западном, Донском, 4 и 1 Украинских фронтах, под Москвой и Сталинградом. Был награжден орденом “Красной Звезды” и многими боевыми медалями.
В марте 1946 г. демобилизовался с военной службы и в мае вернулся на преподавательскую работу в Московский институт слепых (с 1948 г. – Московская средняя общеобразовательная школа-интернат N 1 для слепых детей). Работая учителем физкультуры, он разработал систему упражнений, направленных на наиболее эффективное физическое развитие и укрепление здоровья незрячих детей. На занятиях он наблюдал, как физические упражнения положительно влияют на здоровье учащихся. Систематические занятия позволили сделать вывод: физическое воспитание имеет большое значение не только как средство оздоровления организма и формирования двигательных навыков, но и как средство коррекции последствий дефекта зрения и компенсации нарушенных функций.
В результате многолетней работы в специальной школе сформировалась система физического воспитания слепых детей. Она включает укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, что достигается регулярными физическими упражнениями в сочетании с закаливающими процедурами – занятия на воздухе, воздушные и солнечные ванны, обтирание водой и т. д., при соблюдении гигиенических условий и под врачебным контролем. Одной из важнейших задач физической культуры является развитие хорошей ориентировки у незрячих учащихся.
Благодаря энергии и инициативе Л. Б. Самбикина в школе была создана прекрасная база для занятий спортом, оборудован спортивный зал, разработаны программы и методические рекомендации по физическому воспитанию незрячих детей. Учащиеся занимались по индивидуальным программам в зависимости от состояния здоровья. Для всестороннего развития детей опытный педагог Л. Б. Самбикин обучал школьников не только гимнастике, но ввел в программу подготовки – лыжи, коньки и легкую атлетику. Он первым ввел на соревнованиях для незрячих метание мяча по звуку в цель и стрельбу из духового ружья.
Физкультурное движение незрячих приобретало массовый характер. Л. Б. Самбикин популяризировал и пропагандировал физкультуру и спорт не только для учащихся, но и среди работников учебно-производственных предприятий ВОС. Леонтий Болеславович работал творчески, поддерживал массовость в спортивных праздниках и соревнованиях. Он был неизменным консультантом по вопросам физкультуры и спорта, вел методическую работу по поручению Министерства просвещения РСФСР. Щедро делился своим педагогическим опытом с преподавателями физкультуры других школ для слепых детей, участвовал в конференциях и съездах тифлопедагогов, выступал с докладами на “Педагогических чтениях”. В своих выступлениях он призывал: “!Надо постоянно помнить, что в работе с незрячими главное не традиционные “голы, очки и секунды”, а здоровье, улучшение настроения и самочувствия, укрепление всего его организма”. Много лет он являлся членом Совета физкультуры при ЦП ВОС, где отвечал за физкультурно-спортивную работу среди детей.
Л. Б. Самбикин был вдохновителем и организатором республиканских, всесоюзных и международных соревнований по гимнастике и легкой атлетике. В июне 1956 г. он был делегирован в качестве представителя Советского Союза в Чехословакию на Международные соревнования незрячей молодежи.
Леонтий Болеславович работал в оргкомитетах по подготовке многих международных соревнований. В 1957 г. за большую работу в подготовке команды РСФСР к IV Международным соревнованиям незрячей молодежи по легкой атлетике Л. Б. Самбикин был награжден Почетной грамотой Центрального правления ВОС. В 1958 г. команда ВОС приняла участие в V Международных соревнованиях незрячей молодежи по легкой атлетике. Здесь лучших результатов добились ученики Самбикина: Ю. Васичев, Н. Уваров, Э. Кахова и др.
Созданная Л. Б. Самбикиным система физического воспитания незрячих успешно применяется в учебно-воспитательной работе во всех специальных школах страны. Свой богатейший педагогический опыт Л. Б, Самбикин обобщил в печатных трудах: “Игры для слепых детей”, “Гимнастика в школе-интернате”, “Сборник упражнений по гимнастике для слепых детей”, “Физическое воспитание в школе слепых” и др. В них он осветил вопросы методического характера, связанные с особенностями организации и проведения работы по физическому воспитанию слепых школьников. Его труды имеют большое практическое значение для учителей физкультуры школ-интернатов и реабилитологов учебно-производственных предприятий ВОС.
В Московской школе-интернате N 1 для слепых детей Леонтий Болеславович проработал до 22 января 1966 г. Перед его уходом на пенсию состоялся вечер, на котором была показана большая программа спортивных выступлений учащихся школы-интерната.
Леонтий Болеславович Самбикин умер 29 октября 1970 г. в Москве.
Печатные работы Л. Б. Самбикина о подвижных играх, гимнастике, ориентировке в пространстве, спорте служат хорошим методическим пособием для учителей физкультуры школ-интернатов и реабилитологов УПП ВОС. Традиции физкультурного движения среди незрячих, заложенные им, продолжают свое развитие в специальных школах и на учебно-производственных предприятиях ВОС.