27 марта 130 лет со дня рождения О. К. Матюшиной (1885-1975), писательницы, члена Союза писателей
Ольга Константиновна Матюшина (урожденная Громозова) родилась 27 марта (15 марта по старому стилю) 1885 г. в городе Слободском Вятской губернии. Отец – Константин Иванович Громозов (1844-1934) – был известным земским деятелем, сотрудником кустарного склада земства, у него было четыре дочери и два сына.
Все четыре сестры еще в гимназические годы увлеклись революционной деятельностью. Активных, умных и одаренных девушек привлекла романтика освободительного движения, они видели в этой борьбе путь к обществу справедливости, добра и братства. Но через какое-то время к ним пришли сомнения и разочарования. Дольше всех в революционных рядах оставалась Ия.
Ия Константиновна (1881-1963) вышла замуж за Георгия Яковлевича Франчески (1870-1954), революционера, подпольщика. Он был выслан в Вятку по делу Батумской социал-демократической организации, в которую также входил Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин). Отбыв ссылку, Г. Я. Франчески остался в Вятке, работал таксидермистом при мастерских учебных пособий, организовал нелегальный социал-демократический кружок. После 1917 г. Г. Я. Франчески отошел от политики, работал в музее, затем в пединституте. Ия Константиновна, как и ее муж, была активной участницей вятской социал-демократической организации, работала в земских учреждениях, на железной дороге.
Людмила Константиновна (1879-1927) – с 1900 г. жила в Петербурге, вошла в социал-демократическую организацию, вела агитацию среди рабочих, участвовала в работе нелегальной типографии Петербургского комитета РСДРП. В 1903 г. была арестована, приговорена к ссылке. В 1905 г. бежала из ссылки, эмигрировала, в Женеве встречалась с В. И. Лениным. Работала секретарем у В. В. Воровского, затем, у А. В. Луначарского, писала стихи, рассказы, переводила. Затем, окончив медицинский институт, вернулась в Вятку, где организовала психоневрологический диспансер.
Серафима Константиновна работала в книжном складе, в нескольких издательствах в Петербурге, сотрудничала с В. Д. Бонч-Бруевичем.
Ольга Константиновна Громозова по окончании гимназии работала в Слободском в библиотеке для рабочих пивзавода и винзавода на Демьянке, открытой купцом Александровым. Затем, переехав в Петербург, была членом марксистского кружка, заведовала нелегальной библиотекой, работала в основанном В. Д. Бонч-Бруевичем издательстве “Жизнь и знание”. При издательстве были книжный магазин и склад, служившие местом явок Петербургского комитета РСДРП(б). За подпольную работу и распространение нелегальной литературы О. К. Матюшина была арестована и сидела в тюрьме.
В 1912 г. Ольга Константиновна познакомилась Михаилом Васильевичем Матюшиным (1861-1934), музыкантом, педагогом, издателем, зачинателем русского авангарда, художником, автором теории “расширенного смотрения” и его женой – Еленой Генриховной Гуро (1877-1913), известной художницей и писательницей.
Михаил Васильевич окончил Московскую консерваторию, служил первой скрипкой в оркестре Петербургской филармонии, сочинил несколько камерных и симфонических произведений, затем учился живописи, стал профессором Петербургской академии художеств. Он является автором справочника по теории цвета, созданным им в 1930-е гг. вручную в нескольких экземплярах, этим редким изданием пользуются реставраторы, художники, архитекторы, искусствоведы.
Ольга Константиновна, дружившая с Е. Г. Гуро, становится ученицей Матюшина. В его доме она познакомилась с П. Н. Филоновым и послужила прообразом белокурой Девы Марии для одной из его самых светлых и нежных картин – “Крестьянская семья святое семейство”, написанной в 1914 г.
После смерти жены М. В. Матюшин попросил О. К. Громозову подготовить к печати рукописи Е. Г. Гуро. Через некоторое время Ольга Константиновна стала женой Михаила Васильевича, вместе они прожили 21 год.
Ольга Константиновна поселилась у М. В. Матюшина на Петроградской стороне в деревянном доме, построенном в сороковые годы XIX в. Каждая квартира в доме имела отдельный вход, квартира Матюшиных располагалась на втором этаже.
На протяжении нескольких десятилетий дом М. В. Матюшина был одним из центров культурной жизни Петербурга и Петрограда, объединявшим художников, музыкантов, литераторов. В 1910-1920 гг. здесь часто бывали К. С. Малевич, П. Н. Филонов, А. Е. Крученых, В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, братья Бурлюки и другие.
Вместе со своими учениками М. В. Матюшин организовал группу “Зорвед” (от слов “вЗОР” и “ВЕДать”). Они развивали идею “расширенного смотрения”, возникшую под влиянием учения о “четвертом изменении” математика-теософа П. Д. Успенского. Теория Матюшина предполагала планетарное ощущение природы. Особое внимание уделялось глазу, физиологию которого предполагалось расширить за счет использования помимо прямого зрения, которым человек пользуется при нормальном освещении, бокового зрения, которое работает при слабом или вечернем освещении, и в результате этого достичь “расширенного смотрения”.
В квартире М. В. Матюшина собирались члены созданного им общества художников “Союз молодежи”, часто после собраний некоторые художники оставались ночевать. Нередким гостем был В. В. Маяковский, гостивший в этом доме по несколько недель.
После 1917 г. О. К. Матюшина заведовала партиздатом “Жизнь и знание”. Летом 1918 г. “Жизнь и знание” объединилось с издательствами “Прибой” (Москва) и “Волна”, на этой основе было создано издательство “Коммунист” с отделением в Петрограде, где продолжила работу Ольга Константиновна.
В 1930-е гг. талантливая художница, серьезно занялась живописью. Она работала художником-оформителем Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
После смерти мужа она сохранила в неприкосновенности мемориальную обстановку квартиры, личные вещи, живописные и графические работы М. В. Матюшина и Е. Г. Гуро, со временем передав их в Государственный музей истории Ленинграда. Архив художника она подготовила и передала в Пушкинский дом.
Этот дом, даже в самые тяжелые блокадные годы, благодаря О. К. Матюшиной продолжал оставаться одним из центров интеллектуальной и художественной жизни Ленинграда. В ее квартире в годы Великой Отечественной войны собирались писатели: А. А. Фадеев, Н. С. Тихонов, В. М. Инбер, М. А. Дудин, А. А. Крон.
Летом 1942 г. писатель Всеволод Вишневский, драматург Александр Крон и поэт Всеволод Азаров получили задание от Военного совета Ленинградского фронта и Политического управления Балтийского флота написать к 25-летию Октября пьесу для театра Музыкальной комедии, работавшего в осажденном Ленинграде. В. Азаров познакомил В. Вишневского и А. Крона с Ольгой Константиновной. Она пригласила писателей жить и работать у нее в квартире. Писатели поселились коммуной, по очереди носили дрова, воду, помогали вскапывать грядки. К ним приезжали друзья-фронтовики, писатели Н. С. Тихонов, А. А. Фадеев. Пьеса “Раскинулось море широко” от черновика до завершения была написана в квартире О. К. Матюшиной.
Во время блокады Ленинграда у Ольги Константиновны обострилась болезнь, полученная в тюрьме – туберкулез, осенью 1941 г. от взрывной волны фугасной бомбы она потеряла зрение. Надежды на излечение не было, путь к живописи для художника был закрыт навсегда. Перед ней встал вопрос: как жить дальше? Лишенная возможности рисовать, она берется за перо.
Это оказалось очень трудно выполнимой задачей. Память Ольги Константиновны сохранила многое, ей были присущи острота восприятия, свойственная художнику, умение мыслить образами, но писать на бумаге было почти невозможно. Ольга Константиновна выстрогала ножом на обыкновенной ручке отметку, чтобы правильно ее держать. Трудно было попасть пером в чернильницу, строка наезжала на строку, возникла непреодолимая трудность от невозможности проверить и исправить написанное.
Литературное творчество Ольге Константиновне было знакомо, до войны она опубликовала свои воспоминания о В. В. Маяковском и А.М. Горьком в журналах “Ленинград” и “Звезда”. О. К. Матюшина испытала в блокадном городе голод, холод, обстрелы, бомбежки. Естественно, что она захотела написать о героизме окружавших ее людей. В 1946 г. была опубликована первая книга писательницы – “Повесть о жизни” – посвященная подвигу Ленинграда, где автор рассказывает о мужественных людях, преодолевающих в борьбе и труде трудности.
В 1950 г. вышла вторая книга – “Жизнь побеждает”. Главные герои этой книги – дети-инвалиды, искалеченные во время Великой Отечественной войны, пережившие потрясения и ранения. В педагогических институтах Ленинграда проходили студенческие конференции, на которых обсуждали книгу “Жизнь побеждает”. Будущие педагоги благодарили О. К. Матюшину за то, что она помогла им своей книгой, раскрыла перед ними всю глубину и ответственность работы педагога-воспитателя. Оба произведения получили широкое признание, они выдержали несколько изданий и были переведены на иностранные языки.
О. К. Матюшина как писатель выработала свою методику работы с текстом: сначала она продумывала план литературного произведения, композицию, факты, детали, отдельные черточки, мысленно воссоздавала образы героев, их разговоры, воскрешала в памяти формы предметов, оттенки красок, обдумывала отдельные фразы, диалоги героев, описание пейзажей. После тщательной и детальной подготовки диктовала секретарю главу или какой-либо отрывок.
За десятки послевоенных лет у О. К. Матюшиной было не мало секретарей и помощников – общественных и платных. Это были девушки, присланные райкомом комсомола и добровольные помощники, предлагавшие свои услуги. Иногда в момент напряженной работы у нее бывало сразу по несколько помощников. Затем на помощь писателю пришел магнитофон. Она наговаривала текст на пленку, а затем вместе с секретарем редактировала его.
О. К. Матюшина создала ряд очерков о выдающихся политических деятелях и писателях: В. Д. Бонч-Бруевиче, В. В. Воровском и других, повесть для детей “Малярка”, опубликовала не мало воспоминаний, в том числе “В домике на Песочной”,
Она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами “Знак почета”, медалями “За оборону Ленинграда”. “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” и другими правительственными наградами.
Ольга Константиновна Матюшина умерла 27 марта 1975 г. в Ленинграде.
При составлении очерка об О. К. Матюшиной использованы архивные материалы Е. В. Клюшникова, присланные сотрудниками Народного музея истории Санкт-Петербургской региональной организации ВОС.
Составитель Н.Д. Шапошникова.