6 сентября — 250 лет со дня рождения Дж. Дальтона (1766–1844), английского химика и физика, автора работ по описанию дефекта зрения, названного впоследствии дальтонизмом.

Джон Дальтон родился 6 сентября 1766 г. в бедной семье в деревне Иглсфилд в Камбеоленде (Великобритания). Образование получил самостоятельно, если не считать уроков по математике, которые брал у слепого учителя Дж. Гауфа. В 1781–1793 гг. Дальтон преподавал математику в школе в Кендале, а с 1793 г. — физику и математику в Нью-колледже в Манчестере.
Научной работой Джон Дальтон начал заниматься в 1787 г. с наблюдений над воздухом. В течение последующих 57 лет вел метеорологический дневник, в котором записал более 200 тыс. наблюдений. Во время ежегодных поездок по Озерному краю он поднимался на вершины Скиддо и Хелвеллин, чтобы измерить атмосферное давление и взять пробы воздуха.
В 1793 г. Джон Дальтон опубликовал научный труд «Метеорологические наблюдения и этюды». Он стремился понять, почему газы в атмосфере составляют смесь с определенными физическими свойствами, а не располагаются друг под другом слоями соответственно своей плотности, им установлено, что поведение данного газа не зависит от состава смеси. Дальтон сформулировал закон парциальных давлений газов, обнаружил зависимость растворимости газов от их парциального давления. В 1802 г. им был открыт один из газовых законов: при постоянном давлении с повышением температуры все газы расширяются одинаково.
Дальтон изучал составы химических соединений, ввел понятие атомного веса, рассчитал атомные веса ряда элементов и составил первую таблицу относительных атомных масс. Химические реакции Дальтон рассматривал как связанные друг с другом процессы соединения и разъединения атомов. Сделанные Дальтоном расчеты атомных масс были неточны, поскольку он не делал различия между атомами и молекулами, называя последние сложными атомами. Тем не менее, именно благодаря Дальтону атомистика получила новое естественнонаучное обоснование; работы ученого стали важнейшей вехой в становлении химической науки. В 1804 г. он предложил также систему химических знаков для «простых» и «сложных» атомов.
В 1794 г. Джон Дальтон впервые описал один из видов нарушения цветового зрения — частичную цветовую слепоту. Предполагается, что в сетчатой оболочке глаза существуют три элемента, каждый из которых воспринимает только один из трех основных цветов (красный, зеленый, фиолетовый), смешением которых получаются все воспринимаемые нормальным глазом оттенки. Это — нормальное, так называемое трихроматическое цветоощущение. При выпадении одного из этих элементов наступает частичная цветовая слепота — дихромазия. Лица, страдающие дихромазией, различают цвета главным образом по их яркости; качественно они способны отличать в спектре лишь «теплые» тона (красный, оранжевый, желтый). Дальтон сам страдал этим недостатком зрения, и открытый им дефект зрения получил название — дальтонизм.
В 1816 г. Дальтон был избран членом Французской академии наук, председателем Манчестерского литературно-философского общества, а в 1822 г. — членом Лондонского королевского общества. В 1832 г. Оксфордский университет присудил ему степень доктора юридических наук.
Джон Дальтон умер в Манчестере 27 июля 1844 г.