7 мая – 125 лет со дня открытия Смоленского училища слепых
Как пишет Владислав Кононов в книге “История одной школы” в Смоленской губернии отделение Мариинского попечительства о слепых было открыто 18 ноября 1881 г., его представителем являлся заведующий губернским акцизным управлением, действительный статский советник Аполлон Андреевич Фон Зигель. По правилам Мариинского попечительства открыть училище слепых можно было лишь там, где кроме представителя попечительства “найдется несколько лиц, сочувствующих делу и желающих составить… комитет для управления училищем” и где “местные сборы обещают покрыть все, или большую часть расходов, потребных на его содержание”. В правилах попечительства оговаривалось количество принятых учеников – первоначально их должно быть принято не более десяти.
Фон Зигель подсчитал, что на годовое содержание училища потребуется около двух с половиной тысяч, а ежегодные пожертвования по Смоленскому отделению попечительства о слепых в течение 1881-1890 гг. составляли в среднем 720 рублей. Для открытия учебного заведения для слепых денег было недостаточно, поэтому собранные пожертвования распределялись между неимущими слепыми независимо от их возраста.
В 1889 г. Смоленское отделение попечительства о слепых получило по завещанию Анны Александровны Янской 10 тыс. рублей “на воспитание и призрение слепых Смоленской губернии”. Это дало возможность в 1890 г. на Смоленском губернском земском собрании рассмотреть вопрос об учреждении учебного заведения для слепых в Смоленске.
В течение 1890 г. был создан комитет по управлению училищем. В 1891 г. на очередном губернском земском собрании установили ежегодный размер субсидии на нужды училища в 250 рублей. Первой заведующей Смоленским училищем слепых стала Александра Викторовна Замятина, бывшая учительница смоленского двухклассного училища. В августе-декабре 1890 г. она прошла обучение в Петербургском Александро-Мариинском училище слепых, куда была направлена комитетом по управлению училищем.
Проценты от вклада, завещанного А. А. Янской, и ежегодные сборы в пользу Смоленского отделения попечительства составляли половину необходимых средств на содержание училища. Недостающие финансы были получены от Совета Мариинского попечительства, церковно-кружечных сборов по Смоленской губернии, пожертвований частных лиц и смоленского губернского земства. В начале 1891 г. комитетом по управлению училищем слепых было арендовано помещение, приобретена мебель и учебные пособия. На поступление в училище слепых было 15 кандидатов. Прием учащихся начался в феврале 1891 г, его осуществляла А. В. Замятина.
Первыми были приняты: Иван Михайлов и Иван Афанасьев – дети крестьян Гжацкого уезда, Григорий Голиков, из мещан Рославльского уезда и Макарий Васильев, из крестьян Смоленского уезда. 7 мая 1891 г. состоялось официальное открытие Смоленского училища слепых.
Прием других учащихся был временно прекращен из-за смерти А. А. Фон Зигеля 21 мая 1891 г. и возобновлен в конце того же года. Было принято еще три ученика крестьянского происхождения из Смоленского, Ельнинского и Поречского уездов.
Представителем Мариинского попечительства о слепых в Смоленской губернии с лета 1891 г. стал Николай Иванович Соболев, преподаватель Смоленской мужской прогимназии. Заведующей училищем слепых в 1893 г. была назначена учительница Елена Кирилловна Редькова. В 1893 г. комитет для заведования Смоленским училищем слепых был реорганизован в совет смоленского отделения попечительства императрицы Марии Александровны. Совет собирался несколько раз в году, утверждал бюджет, принимал план учебно-воспитательной работы, составлял отчеты и т. д.
С целью общественного контроля за расходованием средств ежегодно, начиная с 1893 г., издавали печатные отчеты о деятельности смоленского отделения попечительства о слепых. В отчетах указывались суммы пожертвований частных лиц, описывалась жизнь училища: пройденная программа обучения, сведения об успеваемости учащихся, судьба выпускников и т. д.
По правилам приема в училище могли поступить неизлечимо слепые на оба глаза мальчики в возрасте от 7 до 11 лет включительно, способные к обучению, не имеющие кроме слепоты, других телесных недугов и физических недостатков. Детей бедных родителей принимали в училище бесплатно.
Перед окончательным приемом в училище ребенок проходил период испытания от одного до двух месяцев. Если в период испытательного срока выявлялось, что пребывание его в училище окажется невозможным, то мальчика возвращали родным или опекунам.
При поступлении ребенка на обучение его родители или опекуны давали обязательство взять его из училища по окончании срока обучения или по требованию Попечительства ранее этого срока.
Попечительство оставляло за собой право удалять из училища ребенка, пребывание которого окажется бесполезным для его собственного развития, или будет вредным для других воспитанников.
Программа обучения в Смоленском училище слепых до 1917 г. состояла из несколько расширенного курса народной школы с элементами ремесленного обучения. Программу обучения утверждал совет попечительства. Училище состояло из трех отделений: приготовительного, обыкновенного и ремесленного.
В задачу приготовительного класса входило обучение умению умываться, одеваться, аккуратно принимать пищу и т. д.
Начиная со второго года обучения занятия проходили в обыкновенном отделении, в программу входило изучение Закона Божьего: история церкви, катехизис, молитвы, церковное богослужение и т. д. На уроках русского языка учащиеся учили наизусть отрывки из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, И. А. Крылова и других писателей и поэтов, обучение письму и чтению шло по системе Брайля. В училище преподавали арифметику, русскую историю, географию, естествознание.
При обучении слепых особое внимание уделяли занятиям музыкой. Их обучали игре на пианино, скрипке и виолончели. Регент хора певчих Троицкого монастыря обучал хоровому пению.
Во время прохождения курса обучения в приготовительном и обыкновенном отделениях Смоленского училища слепых учащихся обучали ремесленному делу. Курс состоял из фребелевских занятий: вышивание, лепка, рисование, а также самостоятельного изготовления учениками решет, плетения гамаков, ковров, вязания сеток, чулок, поясов и т. п.
После достижения 15-летнего возраста учащихся переводили в ремесленное отделение училища, где они более углубленно обучались ремеслам.
В 1894 г. встал вопрос о том, что существующего помещения для училища недостаточно. В 1895 г. советом был приобретен дом с двумя флигелями. В доме разместились классы, столовая, общий зал, спальни на 15 человек и комнаты для заведующего училищем и его помощника. В одном из флигелей разместились мастерская, две спальни на 10 человек и комнаты для воспитателей. Приобретение нового, более просторного помещения дало возможность увеличить в 1898-1899 учебном году количество воспитанников до 27 человек.
Школа слепых располагалась в этих зданиях вплоть до лета 1941 г.