20 сентября — 135 лет со дня открытия Московского учебно-воспитательного заведения для слепых детей
20 сентября — 135 лет со дня открытия Московского учебно-воспитательного заведения для слепых детей (ныне Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы).
В Москве в 70-е годы XIX в. получило развитие благотворительное движение в помощь слепым. По инициативе Генриха Генриховича Дикгофа (1833–1911), обер-пастора московской евангелическо-лютеранской церкви святых апостолов Петра и Павла было создано благотворительное Московское попечительное общество. Свою задачу Общество видело в обучении слепых грамоте и ремеслам, стремилось вытащить их из нищеты.
Г. Дикгоф, познакомившись с деятельностью Венского, Дрезденского и Прусского учебных заведений для слепых, стал предпринимать шаги по созданию Московского учебно-воспитательного заведения для слепых детей. В совет учредителей вошли представители высшего общества, науки, культуры, искусства, печати, а также предприниматели и финансисты. Для подготовки к открытию учебно-воспитательного заведения в попечительном обществе был создан распорядительный комитет. Был составлен устав учебного заведения, собран необходимый капитал, москвичи делали щедрые пожертвования деньгами и вещами.
С разрешения императрицы Марии Федоровны учебно-воспитательное заведение для слепых детей города Москвы не вошло в подчинение Александро-Мариинского училища для слепых детей Санкт-Петербурга, которому подчинялись все училища для слепых в России.
20 сентября 1882 г. Министерство внутренних дел дало официальное разрешение на открытие Московского учебно-воспитательного заведения для 20 слепых детей. В аренду было снято помещение из одиннадцати комнат на первом этаже трехэтажного дома В. И. Фирсановой, расположенного на пересечении Фирсановского (ныне Электрический) и Малого Тишинского переулков.
В 1888 г. учебно-воспитательное заведение переехало в собственное здание по адресу 2-я Мещанская улица (ныне улица Гиляровского), дом 6. В нем обучалось уже 40 слепых детей. Курс обучения продолжался не более 10 лет. В заведении было два отделения: младшее — школьное, старшее — ремесленное. В младшем отделении детей обучали грамоте, в старшем незрячие осваивали ремесла: мальчики учились искусству плетения корзин и соломенных ковриков, девочки — шить и вязать. Окончившие курс обучения получали документ о начальном образовании (в соответствии с программой двухклассной начальной школы для зрячих детей). Каждому выпускнику выдавалось все необходимое на первое время: одежда, белье, обувь, постельные принадлежности и 100 рублей для приобретения ремесленных или музыкальных инструментов. Воспитанницы, окончившие учебное заведение, переводились в богадельню для слепых женщин Пятницкого отделения Дамского попечительства о бедных города Москвы, за каждую делался взнос 100 рублей.
В 1891 г. в учебно-воспитательном заведении была введена новая учебная программа, по которой дети были разделены на 4 класса: приготовительный, 1-й, 2-й и 3-й.
В приготовительном классе слепые дети знакомились с различными предметами, изучали особенности их формы и назначение. Детей приучали к осмысленным ответам, связному изложению своих мыслей. В этом классе преследовались цели не столько обучения, сколько воспитания слепого ребенка, особое внимание уделялось устранению дурных привычек. Главная задача воспитателя приготовительного класса состояла в том, чтобы приучить ребенка к самообслуживанию.
С учащимися проводились фребелевские занятия: сортировка семян, нанизывание бус, вышивание на специальной доске и бумаге, плетение различных узоров. На второй год в приготовительном классе детей учили читать по системе Брайля. Вводился предмет — родиноведение, усложнялись фребелевские занятия — обучали рисованию по рельефной бумаге, специально изготовленной для слепых детей за рубежом. Детей учили чертить горизонтальные и вертикальные линии, параллельные и наклонные. Пение учащимся преподавали на слух, под звуки рояля дети разучивали церковные песнопения и светские хоровые песни. Что же касается остальных трех классов, то больших изменений в их учебных программах не произошло.
В 1897 г. в Московском учебно-воспитательном заведении для слепых детей был создан церковно-певческий хор, который отличался прекрасным исполнением духовных песнопений и пользовался широкой известностью и популярностью как один из лучших духовных хоров в Москве. Два года спустя, в 1899 г. был создан оркестр струнных и духовых инструментов из бывших воспитанников под управлением опытного капельмейстера, артиста Большого императорского театра В. В. Гейзлера. Оркестр был приглашен на все лето Московской городской управой для игры в Сокольниках и на городских бульварах. Зимой оркестр играл в нескольких ресторанах.
Совет Общества призрения, воспитания и обучения слепых детей установил средний месячный заработок бывшим воспитанникам и воспитанницам учебного заведения в следующих размерах: певчие (они же музыканты) — 70 руб., певчие (они же ремесленники) — 55 руб., певчие — 25 руб., музыканты — 45 руб., ремесленники — 25 руб., печатники брайлевской типографии — 20 руб.
В совет Общества поступали новые заявления и ходатайства от родителей слепых детей о приеме в учебное заведение, появилась необходимость в расширении учебно-воспитательного заведения для слепых детей. В 1901 г. совет Общества приобрел новый участок земли на 1-й Мещанской улице, началось строительство. 14 ноября 1912 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей было переведено в новое здание, расположенное по нынешнему адресу проспект Мира, д. 13. В новом здании, построенном в 1912 г., Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей находилось до 1956 г.
В заведении обучалось 120 слепых детей. Учебная программа полностью соответствовала программе городских 4-классных начальных школ повышенного типа. Целью учебного заведения было призрение, воспитание и обучение детей грамоте и доступным ремеслам, чтобы после окончания учения слепые дети смогли самостоятельно добывать средства для жизни.
В 1912 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей отметило 30-летие со дня основания. За эти годы учебное заведение окончило 114 человек. Материальное положение трудоспособных выпускников было вполне удовлетворительным. Щеточное мастерство, музыкальное образование и церковное пение давали хороший заработок, достаточный для обустройства самостоятельной жизни.
В 1913 г. рядом со зданием учебно-воспитательного заведения для слепых детей был построен двухэтажный дом для нуждающихся выпускников и беспомощных стариков. В нем после окончания заведения поселились люди, лишенные по состоянию здоровья трудоспособности и жилья.
В 1918 г. Московское учебно-воспитательное заведение для слепых детей было переименовано в Детский дом № 1, он находился в ведении Народного комиссариата здравоохранения, затем в ведении Народного комиссариата социального обеспечения.
5 ноября 1927 г., в ознаменование 10-летия годовщины Октябрьской революции, Детский дом № 1 для слепых детей был переименован в Московский институт слепых.
До 1932 г. слепые дети получали начальное образование, и только в 1932 г., в ознаменование 50-летия со дня основания школы, Московский институт слепых переходит на 8-летнее обучение.
Во время Великой Отечественной войны Института слепых был эвакуирован в г. Мензелинск Татарской АССР, где продолжал успешно работать. Выпускники, оставшиеся в Москве, работали на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых и выпускали продукцию для фронта: коробки для противотанковых мин, железные печки для окопов и блиндажей, различные щетки и др. Группа выпускников под руководством незрячей учительницы русского языка и литературы М. И. Ксенофонтовой организовала шефство над военными госпиталями Москвы. Они обучали ослепших воинов чтению и письму шрифтом Брайля.
В 1948 г. Московский институт для слепых детей был преобразован в среднюю общеобразовательную школу-интернат № 1 для слепых детей. Программу, соответствующую десятилетке для зрячих, незрячие ученики осваивали за 11 лет.
В 1957 г. Московская школа-интернат № 1 для слепых детей отметила 75-летний юбилей. К юбилею школа переехала в новое четырехэтажное здание, расположенное на Новоалексеевской улице, д. 5 (ныне 3-я Мытищинская улица), в котором находится по сей день. В новом здании разместились учебные кабинеты, учебно-производственные мастерские, музыкальные классы, библиотека с читальным залом, актовый и спортивный залы.
В 1992 г. Московская школа-интернат № 1 перешла на 12-летнее обучение, учащиеся получают среднее образование. В школе созданы новые учебные кабинеты, в которых незрячие дети изучают компьютерную грамотность, ручное и машинное вязание, макраме и т. д. Учащихся обучают ориентировке в пространстве, владению тростью, мобильности.
На протяжении всей своей деятельности школа-интернат является научно-методическим центром, в котором проводят научные исследования в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, разрабатывают и совершенствуют учебные планы и учебные программы, научно-методические и учебно-наглядные пособия.
За годы работы школа выпустила более 1600 учащихся, ставших учеными, педагогами высших и средних учебных заведений, юристами и адвокатами, музыкантами и композиторами, писателями и журналистами, поэтами, программистами, операторами компьютерных систем, руководителями и мастерами предприятия ВОС, выдающимися спортсменами и другими специалистами.
В интернате созданы все условия для гармоничного развития творческой личности незрячего ребенка, и в этом большая заслуга коллектива высококвалифицированных педагогов и воспитателей.
В 1984 г. в школе создан Музей истории школы, который в 2001 г. получил статус Музея истории отечественной тифлопедагогики Российской Федерации. В Музее представлены уникальные коллекции отчетов Московского попечительства о слепых имени императрицы Марии Александровны, научно-методические пособия по обучению и воспитанию детей с нарушениями зрения, картотеки, содержащие сведения разных лет о выпускниках и педагогах школы-интерната № 1. В музее представлено более трех тысяч экспонатов.
С сентября 2013 г. учебное заведение носит название Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.