27 апреля — 140 лет со дня рождения В. Ф. Войно-Ясенецкого (1877–1961), профессора медицины, архиепископа.
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 г. в Керчи в семье провизора. В конце восьмидесятых годов XIX в. Войно-Ясенецкие переехали в Киев и обосновались в центре города, на Крещатике. Семья состояла из семи человек: отец, мать, две дочери и трое сыновей. Религиозная атмосфера в семье была своеобразной. Отец — католик, своих взглядов детям не навязывал. Мать воспитывалась в православных традициях. На формирование веры В. Ф. Войно-Ясенецкого повлияла близость уникального центра православия, Киево-Печерской Лавры.
Истинное понятие о христианской вере Валентин Феликсович получил, прочитав Новый Завет, подаренный ему директором гимназии при получении аттестата зрелости. Многие места этой святой книги на него произвели неизгладимое впечатление. Параллельно с гимназией он окончил Киевское художественное училище и хотел поступать в Петербургскую Академию художеств. Во время вступительных экзаменов в Академию у него появились сомнения в правильности своего решения. И он принял решение заниматься не тем, что нравится, а тем, что полезно для страдающих людей. В 1898 г. В. Ф. Войно-Ясенецкий стал студентом Киевского университета имени святого князя Владимира. Учился хорошо и неожиданно увлекся анатомией. Окончил университет осенью 1903 г. и выехал на Дальний Восток в Читу, где и началась практика хирурга-врача.
Операции, проводимые В. Ф. Войно-Ясенецким, были сложными, но делались безупречно, неудач не было. Вскоре вместе с семьей он переехал в уездный городок Ардатов Симбирской губернии, а потом в село Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. Слава о замечательном хирурге распространилась так далеко, что у порога небольшой сельской больницы выстраивались посетители не только из близлежащих мест, но и из дальних губерний. В. Ф. Войно-Ясенецкий осматривал и лечил и простого мужика и видного чиновника. Одному нищему слепому он вернул зрение в результате проведенной операции, и тогда прозревший собрал слепцов со всей округи, которые длинной вереницей выстроились в ожидании врачебной помощи.
В. Ф. Войно-Ясенецкого интересовали проблемы обезболивания при операциях. Он искал новые пути в анестезии. Из Фатежа он направился в Москву к известному ученому, основателю журнала «Хирургия» П. И. Дьяконову для сбора материала по теме «Регионарная анестезия». В 1915 г. в Петрограде вышла книга Валентина Феликсовича «Регионарная анестезия», блестяще иллюстрированная самим автором, в которой он обобщил результаты исследований и свой богатейший хирургический опыт. За эту работу Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого. В 1916 г. В. Ф. Войно-Ясенецкий защитил свою монографию как диссертацию и получил степень доктора медицины. После научной работы он вернулся к практической хирургии. Делал операции на почках, желудке, кишечнике и даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвратил зрение.
1917 г. стал переломным в личной жизни В. Ф. Войно-Ясенецкого. Семья переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. И здесь по клеветническому доносу он был арестован, и только благодаря случайности ему удалось избежать неминуемой гибели. Жена В. Ф. Войно-Ясенецкого не смогла этого пережить. Утрата любимого человека (жены) надломила твердый характер профессора, и он «ударился» в мистику, в религию. Часто стал посещать богословские собрания и сам выступал на темы Священного Писания. В 1920 г. В. Ф. Войно-Ясенецкий присутствовал на епархиальном собрании, на котором произнес речь о положении дел в Ташкентской епархии. Его выступление произвело сильное впечатление на слушателей. Профессор, доктор медицины В. Ф. Войно-Ясенецкий принял рукоположение. Два года он был священником (епископ Лука) и преуспел не только в пастырской, но и общественно-научной деятельности, став одним из инициаторов открытия в Ташкенте университета.
Будучи священником, он оставался профессором медицины и читал лекции по топографической анатомии и оперативной хирургии в рясе и с крестом на груди. «Непокорного» епископа Луку неоднократно арестовывали и ссылали в районы Сибири и Крайнего Севера. В ссылках он лечил людей. Однажды вернул зрение целой семье слепцов, страдавших катарактой. Обобщал свой опыт работы по лечению гнойных ран. Осенью 1934 г. после десятилетней подготовки вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии». В 1937 г. епископ Лука был арестован вместе с другими священнослужителями. Все они обвинялись в создании «контрреволюционной церковно-монашеской организации», а епископу Луке добавили и обвинение в убийстве больных на операционном столе. Его осудили к ссылке на пять лет. Годы ссылки пришлись на время Великой Отечественной войны. Епископ Лука не остался в стороне, не таил обид, он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакогоспиталя. За блестящие результаты лечения инфекционных ранений суставов его деятельность была отмечена грамотой и благодарностью Военного Совета Сибирского военного округа.
Срок ссылки закончился в 1942 г. и в том же году епископ Лука был возведен в сан архиепископа и назначен на Красноярскую кафедру. В конце 1943 г. было опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии, в следующем году вышла книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». Эти два труда были отмечены Сталинской премией I степени. В 1944 г. архиепископ Лука получил указ о назначении на Тамбовскую кафедру. Находясь на высоте архиерейского достоинства, он никогда не угодничал перед властями, и это раздражало светских начальников всех рангов. Но, тем не менее, они не могли не отметить его огромный вклад в медицинскую науку и практическую хирургию. В Тамбове он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
В 1945–1947 гг. архиепископ Лука работал над трактатом «Дух, душа, тело». Это сочинение — плод его собственных размышлений. Он продолжал оставаться выдающимся проповедником. Его проповеди оказывали особенное влияние, они были живые, полные духа и силы. Собрано около одиннадцати томов его проповедей. Но здоровье его ухудшалось, а зрение угасало, и к 1956 г. он полностью ослеп. Но слепота его не препятствовала активному доброделанию. Дело проповеди архиепископ Лука считал своей священной обязанностью, и эту обязанность свято выполнял. Активно сотрудничал с «Журналом Московской Патриархии», где на протяжении почти десяти лет печатались его статьи.
Преставился святитель Лука 11 июня 1961 г. Вторая городская больница в Тамбове названа его именем. При этой же больнице создан музей архиепископа Луки, и в 1994 г. ему установлен памятник. В 1995 г. он был причислен к лику местночтимых святых в Крымской епархии, а в августе 2000 г. почитание святителя Луки было распространено на всю Русскую православную церковь. Мощи святителя установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих.