3 января — 85 лет со дня рождения Н. Я. Инякина (1932–1974), композитора и педагога, члена Союза композиторов СССР.
Николай Яковлевич Инякин родился 3 января 1932 г. в Башкирии, в селе Лопатино под Уфой в семье рабочего. Рос в музыкальной среде: мать пела, отец играл на многих музыкальных инструментах. Щедро одаренный от природы, мальчик рано потянулся к балалайке и гармонике, которые освоил с помощью отца. Особенно усилился интерес к музыке после несчастного случая — неосторожная детская шалость, закончилась для десятилетнего мальчика полной потерей зрения. Все многообразие окружающего мира он стал воспринимать через слух. Родители, видя, что гармоника перестает удовлетворять юного музыканта, приобретают для него полубаян. Юный музыкант увлеченно занимается в кружке баянистов, а с 1945 г. — на трехгодичных курсах баянистов для незрячих инвалидов войны, организованных при Уфимском музыкальном училище.
В те годы на жизненном пути подростка встретился добрый человек, которого Н. Инякин до конца своей жизни почтительно называл «второй мамой». Это была эвакуированная из Риги преподавательница музыкальной школы Аустра Мартыновна Буль. Она убедила юношу после курсов продолжить образование, в музыкальном училище, в которое он был принят на IV курс. В течение одного года с неимоверными трудностями он сдает экстерном экзамены за десятилетку в вечерней школе рабочей молодежи и блестяще, с отличием оканчивает музыкальное училище. На его государственный экзамен по специальности собралось много слушателей, привлеченных сенсационным событием: впервые в Уфе исполнялся «Концерт для баяна», написанный ленинградским композитором Н. Рубцовым. Кроме «Концерта…» в программе значились «Вторая венгерская рапсодия» Ф. Листа и увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки.
Сочинять музыку Николай Яковлевич начал рано. В детстве писал песенки, польки, марши, чуть позже — музыку к спектаклям драмкружка в клубе. Во время учебы в музыкальном училище сделал много обработок народных песен, написал «Поэму для баяна». Острая потребность в серьезных занятиях по композиции привела его в Казанскую консерваторию на теоретико-композиторский факультет.
Формирование таланта Н. Я. Инякина происходило под влиянием таких известных музыкантов, как профессора А. С. Леман и Н. Г. Жиганов. Средства на жизнь он зарабатывал в музыкальном училище, где преподавал гармонию, сольфеджио, вел класс баяна. По совету А. М. Буль Николай Яковлевич продолжает обучение в классе композиции профессора Латвийской консерватории А. П. Скульте.
В консерваторские годы Н. Я. Инякиным написаны «Струнный концерт», «Поэма для виолончели», «Концерт для скрипки», сонаты, вариации, детские пьесы для фортепиано и хоровая музыка. В творчестве композитора выражены идеи времени: пафос борьбы за мир и свободу, высокий патриотический дух. Его хоровая песня «Мир — земле, свободу — людям» на слова Иоганнеса Бехера победила в республиканском конкурсе на лучшие песни, учрежденном газетой «Советская молодежь». Дипломной работой при окончании консерватории была симфоническая поэма «Буревестник», навеянная революционными образами М. Горького.
В 1957 г. Николай Яковлевич возвращается в Уфу и начинает работать в музыкальном училище. Он ведет занятия по сольфеджио, полифонии, баяну, занимается композицией с учениками ДМШ № 1, с 1959 по 1965 г. заведует отделом народных инструментов. В 1964 г. его пригласили на работу в Уфимский заочный учебно-консультационный пункт музыкально-педагогического института им. Гнесиных. А в 1965 г. в Уфе на выездном пленуме Союза композиторов РСФСР под председательством Д. Д. Шостаковича им впервые была исполнена симфоническая поэма «Буревестник» — гордость и любимое детище Н. Я. Инякина. Шостакович дал высокую оценку этому произведению, и Николая Яковлевича Инякина приняли в члены Союза композиторов СССР.
Много сил отдавал композитор созданию нового педагогического репертуара. Писал инструментальные концерты, произведения для разнообразных ансамблей и оркестров. Одним из лучших масштабных творений является «Концерт для баяна с симфоническим оркестром», созданный в 1967 г. Клавир концерта был нотирован в 1970 г., а партитура так и осталась незафиксированной.
Для Инякина всегда чрезвычайно сложной была проблема записи произведений, ему приходилось прибегать к помощи учеников или заинтересованных в его сочинениях исполнителей. По этой причине многие его опусы разошлись по рукам музыкантов-исполнителей или были утрачены. Остались не записанными почти завершенные оперы «Павка Корчагин», замысел которой автор вынашивал со студенческих лет, и «Василий Теркин». Архив композитора был безнадежно утерян вскоре после его смерти.
В своем творчестве Н. Я. Инякин отталкивался от традиций лучших образцов музыкальной культуры XIX–XX вв. Особенно велико было влияние П. И. Чайковского. Николай Яковлевич написал хоровой цикл а сарреllа «Времена года» на стихи русских поэтов, лирика которых использовалась П. И. Чайковским как эпиграфы к фортепианным пьесам этого произведения. Из истоков русской музыки исходит мелодическое богатство, драматическая и психологическая насыщенность, ясность и зримая образность музыки Н. Я. Инякина.
Особенностью композиторского дарования Николая Яковлевича является гибкость мышления. Он испытывал влияния европейской и национальной музыкальных культур, с которыми ему приходилось соприкасаться. С интересом вслушивался композитор в интонации башкирского фольклора, любовно и бережно претворял их в своем творчестве. Наибольший интерес из произведений такого плана представляют одночастный «Концерт для баяна с оркестром народных инструментов», «Концертино для баяна и симфонического оркестра», сюита «Сабантуй» — в трех частях для оркестра народных инструментов (1972), цикл «Веселые картинки» — 24 пьесы для баяна (1967–1968),»Лирическая поэма» для оркестра баянистов, сюиты «Сказка (1969) и «Детский альбом» (1970) для фортепиано, сюита для кларнета и квинтета духовых инструментов.
С сентября 1970 г. до безвременной кончины Н. Я. Инякин работал в Уфимской государственной академии искусств им. Загира Исмагилова (УГИИ) в должности и. о. доцента кафедры народных инструментов, проявил себя мудрым наставником студентов своего класса. Он удивлял окружающих внимательностью к людям, наблюдательностью, обладал поразительной памятью и широкой эрудицией. Воспитанники музыканта — баянисты и аккордеонисты — в настоящее время успешно трудятся в республике и за ее пределами. По его инициативе при средней школе-интернате слепых был открыт филиал ДМШ № 1, где он сам вел классы баяна и композиции.
Николай Яковлевич не ограничивался рамками творческой и педагогической деятельности. Он вел огромную общественную работу в институте искусств, Союзе композиторов, при Башкирском правлении Всероссийского общества слепых и обществе «Знание», успешно работал с самодеятельными художественными коллективами ВОС. Являясь председателем секции Совета незрячих музыкантов республики, внес большой вклад в дело повышения общей музыкальной культуры.
Жизненный путь Николая Яковлевича, талантливого композитора и педагога, честного, бескомпромиссного человека — пример мужества.
Николай Яковлевич Инякин умер 10 ноября 1974 г.