16 декабря — 95 лет со дня рождения А. И. Мещерякова (1923–1974), тифлосурдопедагога, доктора психологических наук, лауреата Государственной премии СССР.

С именем А. И. Мещерякова связаны коренные изменения в системе обучения и воспитания слепоглухих детей в России. Под его руководством индивидуальный метод обучения детей, лишенных зрения, слуха и речи был заменен на массовую подготовку их к жизни и труду.
Александр Иванович Мещеряков родился 16 декабря 1923 г. в селе Гуменки Скопинского района Рязанской области в семье крестьянина. После окончания средней школы в 1941 г. ушел на фронт. В боях за освобождение Белоруссии был тяжело ранен.
В 1950 г. А. И. Мещеряков окончил психологическое отделение философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. С 1952 г. работал в НИИ дефектологии АПН СССР, сначала младшим научным сотрудником, а затем заведующим лабораторией тифлосурдопедагогики. Ученик и продолжатель дела И. А. Соколянского, он внес большой вклад в исследование первоначального психологического развития ребенка с дефектами зрения, слуха и речи и посвятил этой проблеме монографию «Слепоглухонемые дети» (1974).
Много энергии ученый отдал организации Загорской (ныне Сергиево-Посадской) школы-интерната для слепоглухонемых детей. Под его руководством четыре воспитанника этой школы окончили психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. А. И. Мещерякову совместно с И. А. Соколянским за цикл работ «Теоретическая разработка и практическая реализация психолого-педагогической системы воспитания и обучения слепоглухонемых в СССР» присуждена Государственная премия СССР за 1980 г. Однако эксперименты, проведенные этими учеными, и выводы, сделанные на основе их анализа, в конце 1980-х гг. были подвергнуты критике как ошибочные.
А. И. Мещеряков награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»
Александр Иванович Мещеряков умер 30 октября 1974 г. в Москве.