3 июня — 65 лет со дня рождения А. В. Суворова, доктора психологических наук, профессора, действительного члена Международной академии информатизации при ООН.
Александр Васильевич Суворов родился 3 июня 1953 г. во Фрунзе (ныне Бишкек). Отец был милиционером, мама работала электротехником на участке Фрунзенского отделения железной дороги.
В три года у Александра обнаружили резкое падение зрения, поэтому в 1960 г. он поступил в школу для слепых города Фрунзе. В школе он увлекался музыкой, учился играть на баяне. После потери слуха в 11 лет продолжил обучение в Детском доме слепоглухих подмосковного Загорска (ныне Сергиев Посад). В феврале 1971 г. Александр и еще три воспитанника из Загорска (Наталья Корнеева, Юрий Лернер и Сергей Сироткин) переехали в Москву, где стали заниматься по школьной программе в экспериментальной группе слепоглухих при Институте дефектологии Академии педагогических наук СССР. Группа ученых — доктор психологических наук Александр Мещеряков, доктор философских наук Эвальд Ильенков и академик Алексей Леонтьев — ставили перед собой задачу доказать возможность полной социальной адаптации слепоглухих, возможность их обучения в вузах и способность к научной работе.
Через год вся экспериментальная группа поступила на психологический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
По окончании МГУ в 1977 г. А. В. Суворов был принят на работу в должности младшего научного сотрудника в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования).
В июле 1987 г. Александр Васильевич побывал в пионерском лагере «Салют» в Лужском районе Ленинградской области с целью проверить возможности адаптации слепоглухого педагога среди зрячеслышащих ребят. Затем начал заниматься педагогической работой — был научным консультантом в рамках всероссийского движения Детского милосердия. Позже он возглавил Региональное общественное объединение инвалидов «Детский орден милосердия» (РООИ «ДОМ»). С июня 1994 г. он начал преподавать в школах актива «Детского ордена милосердия» в лагере «Орленок», затем вел эту работу в Свердловской области и Подмосковье.
Многие годы он — активный участник общественной всероссийской организации «Орден милосердия», во время зимних и летних каникул работает в детских лагерях, где отдыхают вместе здоровые дети и их сверстники с проблемами здоровья. А. В. Суворов — соучредитель общественной организации попечения о слепоглухих детях и людях с синдромом Ушера («Ушер-Форум»). В 1994 г. А. В. Суворов защитил кандидатскую диссертацию по психологии на тему «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты», затем в 1996 г. — докторскую диссертацию на тему «Человечность как фактор саморазвития личности».
Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук хранится в РГБС с дарственной надписью «Российской государственной библиотеке для слепых от ее постоянного читателя. Без вашей библиотеки эта диссертация была бы невозможна. 6 мая 1996 г. А. Суворов».
С сентября 1996 г. в течение нескольких лет А. В. Суворов преподавал слабослышащим студентам факультета дефектологии Московского педагогического государственного университета спецкурс.
В декабре 1996 г. Александр Васильевич перешел на основную работу в Университет Российской академии образования (УРАО) на должность доцента кафедры педагогической антропологии. В Психологическом институте РАО остался на полставки старшего научного сотрудника в группе психологии общения, развития и социореабилитации личности. Затем с 1 октября 1999 г. он работал в должности исполняющего обязанности профессора кафедры педагогической антропологии в Университете Российской академии образования (УРАО), а в конце 2004 г. стал профессором этой кафедры, переименованной к тому времени в кафедру педагогики.
С сентября 2001 г. посредством сети Интернет Александр Васильевич начал сотрудничать с детской организацией «Тропа — солнечная сторона». В 2006 г. перешел на основную работу в Московский городской психолого-педагогический университет, а в УРАО остался на полставки профессора.
А. В. Суворов — автор многочисленных книг и статей, опубликованных в философских, психологических и популярных журналах, на досуге пишет стихи.
С 11 октября 1999 г. Александр Суворов — действительный член Международной академии информатизации при ООН. Он — Рыцарь Свердловского областного «Детского ордена милосердия» (1993), лауреат Всероссийского конкурса «Добрая дюжина» (1994), кавалер Золотой медали имени Льва Толстого Международной ассоциации детских фондов (1997). Награжден памятной медалью, посвященной международному году добровольцев, учрежденному Генеральной Ассамблеей ООН (2002). В 2004 г. в связи с девяностолетним юбилеем Психологического института РАО награжден медалью I степени имени Г. И. Челпанова. В 2009 г. по ходатайству некоммерческого благотворительного просветительского фонда содействия реабилитации детей с особенностями развития «ВИТА» награжден орденом Буратино — «за верность идеалам детства, мужество, упорство и доброту, проявляемые на протяжении всей жизни…».
Анализируя свой жизненный путь в статьях и книгах, в диссертации, посвященной саморазвитию личности в экстремальных условиях слепоглухоты, Александр Суворов подчеркивает, какое огромное влияние на его личностное развитие оказали близкие люди, прежде всего мать, некоторые учителя детского дома, знаменитый психолог Александр Иванович Мещеряков. И особенно он отмечает многолетнее постоянное общение с тремя выдающимися учеными — известными российскими философами Эвальдом Васильевичем Ильенковым, Феликсом Трофимовичем Михайловым и педагогом Борисом Михайловичем Бим-Бадом.