7 июля — 80 лет со дня рождения Б. К. Тупоногова (1938–2013), доктора педагогических наук, профессора.

Борис Константинович Тупоногов родился 7 июля 1938 г. в Москве в артистической семье. В 1961 г. закончил Сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева по специальности «агроном» и получил приглашение на работу в образцовую школу № 397 Кировского РОНО (Москва) в качестве учителя биологии. Борис Константинович преподает в этой школе и по совместительству — в очно-заочной школе для слепых и слабовидящих № 131 Мосгороно. Здесь он знакомится с военноослепшим коллегой Иосифом Эммануиловичем Рутштейном — завучем, кандидатом экономических наук. Человек энциклопедических знаний, он объяснял Борису Константиновичу специфику профессии тифлопедагога, рассказывал о трудностях и перспективах работы, ее творческом характере, о высокогуманной миссии педагога, помогающего слепым и слабовидящим в получении образования.
Б. К. Тупоногов вникал в проблемы специального образования, осваивал систему Брайля. Он увлекся работой, наметил первые шаги в совершенствовании преподавания биологии в специальной школе, ведь соответствующих методик тогда было недостаточно, и перешел на постоянную работу в школу для слепых и слабовидящих.
Успехи молодого специалиста в организации предметного преподавания были замечены, и в 1962 г. его приглашают на работу в Московскую школу-интернат № 1 для слепых и слабовидящих детей. Обучая взрослых слепых и слабовидящих, Б. К. Тупоногов понял, что коррекционную работу с инвалидами надо начинать как можно раньше, с детского возраста. Вот почему на новом месте работы он уделяет большое внимание практической биологии. Под руководством Бориса Константиновича слепые ребята, педагоги и родители проводят озеленение школы: разбивают газоны, сажают деревья и кустарники, цветочную рассаду.
В кабинете биологии была собрана коллекция комнатных растений из 246 видов, и каждый экземпляр имел табличку с названием, написанным по системе Брайля. Незрячие юннаты проводили экскурсии с рассказом о наиболее интересных и редких растениях. Был создан живой уголок, где обитали попугаи, канарейки, щеглы, галки, рыбы, черепахи, хомяки, кролики, белые мыши.
Одновременно Борис Константинович преподает химию как педагог-совместитель в очно-заочной школе для слепых и слабовидящих (бывшая школа № 131).
Б. К. Тупоногов ищет новые подходы к преподаванию предметов, изучает методики, используемые в массовых школах, старается их модифицировать. В 1962 г. он поступает на заочное отделение Московского педагогического института на естественный факультет (специальность — учитель биологии и химии), но уровень обучения не удовлетворяет его, особенно в отношении методик предметного преподавания, и Борис Константинович прекращает учебу в этом вузе и в 1964 г. едет в Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена на курсы учителей спецшкол для слепых и слабовидящих. Но и тут он не находит ответов на многие интересующие его вопросы.
Борис Константинович понимает, что для совершенствования в профессии необходимо изучать передовой тифлопедагогический опыт и исследования в этой области, а также самостоятельно искать оригинальные приемы в коррекционной деятельности.
В 1965 г. Б. К. Тупоногова приглашают на работу в качестве методиста в Московскую межобластную очно-заочную школу для слепых и слабовидящих, где формируется группа специалистов, занимающихся разработкой новых направлений в методиках предметного преподавания. В нее вошли: И. Э. Рутштейн, Б. Г. Слицан, Н. Г. Матвеев, И. М. Исьёмин, В. Г. Филатов, Р. А. Стамбулян, Б. К. Тупоногов. Этот коллектив создает самую крупную в мире школу для слепых и слабовидящих: в городах Центра и Юга Российской Федерации работают 53 консультационных пункта, в которых 660 учителей обучают 1600 слепых и слабовидящих учащихся.
Б. К. Тупоногов осуществляет большую экспериментальную программу по созданию новых приемов и методик обучения слепых и слабовидящих предметам естественных наук, выступает в 1967 г. с докладом на V научной сессии по дефектологии, проводимой НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР (НИИД АПН СССР). С конца 1960-х гг. он регулярно публикует результаты своей исследовательской деятельности. Так, в сборнике «Очно-заочное обучение слепых и слабовидящих» (1968) помещены его статьи о специфике проведения лабораторных работ по химии с незрячими учащимися, о прикладных знаниях, получаемых на уроках химии, и их применении на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых (УПП ВОС).
В 1969 г. Борис Константинович поступает в заочную аспирантуру НИИ дефектологии АПН СССР. Руководителем его диссертации становится выдающийся тифлолог М. И. Земцова. Исследуя проблемы преподавания химии в школах для слепых и слабовидящих, в процессе экспериментальной работы Борис Константинович создает уникальное учебное пособие по органической химии — конструктор, с помощью которого слепые учащиеся могут составлять сложные структурные формулы и уравнения по химии. К примеру, чтобы записать структурную формулу ДДТ (дихлордифенилтрихлорметилметан), которая была в программе по химии, слепой ученик тратил в среднем 1,5–2 часа, а по объему запись формулы занимала целую брайлевскую тетрадь. На конструкторе же эта формула собиралась в течение 5–6 минут. Это пособие можно использовать и при изучении неорганической химии и других предметов. Б. К. Тупоногов в 1970 г. получил на свое изобретение авторское свидетельство № 269641 Госкомитета СССР по делам открытий и изобретений, а пособие было выпущено Главучтехпромом серийным тиражом. Все специальные школы для детей с нарушением зрения были обеспечены этим тифлотехническим средством.
В 1972 г. Борис Константинович становится заместителем директора по учебно-воспитательной работе Московской межобластной очно-заочной школы для слепых и слабовидящих и продолжает исследовательскую деятельность по коррекционной направленности предметного преподавания.
В 1974 г. он защищает кандидатскую диссертацию на тему «Особенности изучения начального курса химии в очно-заочной школе для слепых и слабовидящих» и получает ученую степень кандидата педагогических наук. К моменту защиты он имеет 9 опубликованных работ и одно изобретение.
Борис Константинович все время был в поиске таких методов и средств обучения, которые как можно эффективнее помогали бы незрячим ученикам получить знания. Он налаживает контакты с НИИ дефектологии и вместе с директором очно-заочной школы для слепых и слабовидящих Н. Г. Матвеевым организует при школе под эгидой этого института общественную проблемную лабораторию, которая занимается разработкой рельефных и других пособий для школ слепых и слабовидящих. Вместе со своими коллегами он создает при школе мастерскую по изготовлению рельефно-графического материала для учащихся (карты, рисунки, схемы, чертежи). Для этих целей закупаются два пресса горячего прессования, 10 тонн каландрированной хлорвиниловой пленки. Работа была поставлена следующим образом: учителя-предметники выполняли эскизы рельефно-графического материала, который был им нужен на уроках, затем Б. К. Тупоногов и И. Э. Рутштейн вносили в этот эскиз необходимую редакторскую правку, выполняли рельефную унификацию, стандарты которой были разработаны Борисом Константиновичем, и с учителем школы № 1 А. М. Дудоровым создавали макет и матрицу пособия. С нее путем горячего прессования изображение переносилось на хлорвиниловую пленку, то есть тиражировалось.
В результате школа была на 70% обеспечена рельефно-графическими пособиями по всем предметам. Этот опыт был взят за основу при создании лаборатории по изготовлению рельефно-графических пособий при Центральном полиграфическом учебно-производственном предприятии Московского городского правления ВОС (ныне ООО «ИПТК «Логосвос»). Интересно, что первый выпуск рельефных пособий был осуществлен этой лабораторией на основе уникальных матриц М. Кунца, сделанных еще до революции 1917 г. Они были случайно обнаружены в подвале Московской школы-интерната № 1 для слепых и слабовидящих детей при его расчистке. Никто не понял значимость находки, поэтому ее собирались выбросить. Борис Константинович сразу оценил уникальность матриц, он предотвратил их уничтожение, провел очистку, подготовил пояснительный текст к изображениям и передал все это сотрудникам новой лаборатории. Пособие вышло под названием «Мир животных».
Б. К. Тупоногов постоянно работал над созданием новых методик предметного преподавания, наглядных пособий для учащихся с дефектом зрения. Он автор оригинального варианта таблицы Д. И. Менделеева для слепых, ориентироваться в которой учащимся помогает звуковая сигнализация. Борис Константинович — один из разработчиков новой модификации фотофона на полупроводниках и дискретных приборов для слепых, с помощью которых количественные определения (температурные, весовые) проводятся без участия зрения.
Необходимо отметить вклад Б. К. Тупоногова в модификацию озвученных учебников. Выпускавшиеся в то время издания не удовлетворяли запросам слепых и слабовидящих учащихся, дети с трудом воспринимали в дикторском исполнении суть текста, когда речь шла о математических расчетах, химических и физических формулах и уравнениях, табличном, картографическом, схематическом и иллюстративном материале. Зачастую формируемые таким образом представления были неполноценны, фрагментарны, с некоторыми искажениями, а знания по предмету неглубокие. Всю эту звучащую информацию необходимо было подкреплять пособиями, где использовалось бы осязательное восприятие или парциальное зрение.
Борис Константинович сделал следующие нововведения. Каждому ученику готовилось специальное приложение с трудноусваиваемым на слух материалом, он располагался в той же последовательности, что и в учебнике, и представлялся либо в рельефном варианте (для слепых), либо был напечатан укрупненным шрифтом (для слабовидящих). Все это исполнялось с учетом специальной рельефной и цветовой унификации. В дикторский текст был привнесен методический аппарат, который учителя-предметники начитывали на магнитофонную пленку.
Ученик при использовании такого пособия прослушивал дикторский текст, а когда приходило время обратиться к вышесказанным материалам, звучали методические рекомендации, которые помогали слепым и слабовидящим ученикам работать с предложенным приложением и «озвученным» учебником, например: «Найди в приложении на странице №… следующее уравнение (таблицу, схему, рисунок, карту…) и обрати внимание, как оно записано»; «Сравни в таблице показания следующих граф…»; «Начинай рассматривать схему (карту) в следующей последовательности…».
Такой методический подход облегчал изучение предмета и способствовал развитию навыков работы с рельефно-графической информацией. Эффективность изучения материалов была высокой, но этот опыт не нашел широкого распространения из-за сложности изготовления и больших материальных затрат на создание и тиражирование учебников со специальными приложениями.
Большое внимание Борис Константинович уделял редактированию учебников и учебных пособий, выпускаемых издательством «Просвещение» по системе Брайля. С 1972 по 1979 г. осуществлено специальное редактирование и проведены консультации по выпуску 8 учебников и учебных пособий по предметам биологического профиля.
В этот период подготовлено и издано 14 работ по коррекционной направленности предметного преподавания в школах для слепых и слабовидящих детей, в том числе «Использование элементов конструирования при изучении начального курса химии» (1973); монография «Школьная тифлотехника на уроках химии» (1979); «Мир животных» (1978).
В 1977 г. Б. К. Тупоногова направляют в командировку в Германскую Демократическую Республику для проверки работы школ, где учились дети военных Группы советских войск.
Высокая профессиональная компетентность, опыт работы со слепыми и слабовидящими учащимися, достигнутые успехи в организации и проведении коррекционно-педагогической работы — все эти качества и были приняты во внимание, когда в 1979 г. Бориса Константиновича командировали в Республику Куба в качестве советника по вопросам дефектологии Министерства образования этой страны.
На Кубе он организует работу по всем направлениям специального образования детей с нарушением зрения: занимается подготовкой нормативно-методической документации, рекомендаций по коррекционной направленности предметного преподавания, открытием специальных школ для слепых и слабовидящих, консультирует тифлопедагогов, определяет систему руководства специальными общеобразовательными учреждениями, курирует выпуск учебных пособий и т. д. В этот период Борисом Константиновичем были разработаны методические рекомендации по специфике изучения биологии и химии в школе для слепых и слабовидящих детей.
Контракт был подписан на два года, но по просьбе кубинской стороны Б. К. Тупоногов согласился продлить его еще на год. После возвращения на родину в 1982 г. Борис Константинович работает заместителем директора московской школы № 10 (с преподаванием ряда предметов на французском языке), так как из-за отсутствия вакантных мест устроиться по специальности в тот период не было возможности.
В 1983 г. Б. К. Тупоногов получает приглашение от академика Т. А. Власовой в НИИ дефектологии АПН СССР на должность старшего научного сотрудника в лабораторию обучения и воспитания слабовидящих детей. Здесь он продолжает исследования в области коррекционной направленности предметного преподавания, уделяя особое внимание химико-биологическим дисциплинам. Его научные интересы обращены к фундаментальным положениям тифлопедагогики, формам организации коррекционно-педагогической работы, специфике и структурному построению занятий, коррекционной направленности методов и средств обучения детей со зрительной депривацией. Он издает монографию «Содержание и методы коррекционной работы на уроках биологии и химии в школе для слабовидящих детей» (1995), публикует работы по специфике проведения экскурсий, о тифлопедагогических требованиях к современному уроку, к средствам обучения детей с дефектным зрением и др.
Накопленный экспериментально-исследовательский материал позволяет ученому усовершенствовать в соответствии с современными требованиями теоретико-методологические положения тифлопедагогики, с инновационных позиций подойти к проблемам целостного тифлопедагогического процесса, к специальным дидактическим принципам, к обоснованию места коррекции в общеобразовательном процессе.
В 1996 г. Борис Константинович защищает в форме научного доклада (по совокупности опубликованных работ) диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тема его исследования — «Тифлопедагогические основы коррекционно-развивающего обучения», в него вошли разработки по специфике преподавания предметов биолого-химического профиля в школах для слепых и слабовидящих. Впоследствии ему присваивается ученое звание профессора.
Необходимо отметить публицистическую деятельность Бориса Константиновича, его работу по обобщению передового опыта воспитательной работы в школах для слепых и слабовидящих. Он тесно сотрудничал с журналами «Наша жизнь» и «Школьный вестник», где публиковал статьи по актуальным проблемам развития системы специального образования лиц со зрительными нарушениями, о творческой работе школьников и ученических организаций, об интересных событиях в жизни школьных коллективов.
Б. К. Тупоногов занимался исследованиями современных тенденций развития системы образования слепых и слабовидящих детей. Ученый откликался на все новшества в этой области. Так, он не приветствовал интеграционную политику обучения и воспитания школьников с глубоким нарушением зрения, выступал против перевода их в массовые образовательные учреждения, не соглашался с рекомендациями западных ученых-дефектологов.
Б. К. Тупоногов признавал, что сложившаяся в нашей стране практика перманентного образования инвалидов по зрению имеет свои недостатки, но считал недопустимым разрушать в угоду западным инновациям традиции в обучении слепых и слабовидящих. Борис Константинович выбирал путь исследования различных моделей специального образования и разработки собственного отечественного варианта, который бы учитывал культурное и историческое наследие, мнение всех заинтересованных учреждений и организаций, а самое главное, мнение самих инвалидов по зрению о реорганизации учебной системы.
В трудах Б. К. Тупоногова «Теоретические основы тифлопедагогики» (2001), «Основы коррекционной педагогики» (2004), «Содержание и методы обучения детей с нарушением зрения» (2005) исследованы как недостатки, так и эффективные стороны отечественной системы специального образования, обоснованы новые теоретические положения и определены прогрессивные направления в развитии отечественной тифлопедагогики.
Б. К. Тупоногов излагал свои научные взгляды по разрабатываемым им проблемам на лекциях, семинарах, научно-теоретических конференциях. Он ежегодно выезжал для проведения лекционно-семинарских занятий в регионы, в специальные коррекционные школы для детей с нарушением зрения, консультировал специалистов в Институте. Много сил отдавал педагогической работе, занятиям на экспериментальных площадках, подготовке аспирантов и соискателей. За годы исследовательской деятельности Б. К. Тупоногов опубликовал более 125 работ, участвовал в подготовке многих учебников и учебных пособий для слепых и слабовидящих.
За успехи в деле развития специального образования слепых и слабовидящих Б. К. Тупоногов был награжден значком «Отличник народного просвещения РСФСР» Министерства просвещения РСФСР (1969), значком «Отличник просвещения СССР» Министерства просвещения СССР (1976), почетными грамотами.
Борис Константинович Тупоногов умер 20 августа 2013 г. в Москве.