Июнь — 80 лет выхода первого номера журнала «Школьный вестник» (с 1938 по 1991 г. — «Советский школьник»; с 1992 по 1993 г. — «Вестник»; с 1994 г. — «Школьный вестник»).

«Школьный вестник» — единственный в России журнал для слепых детей, издающийся рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля. Он начал выходить в 1938 г. Вспомним историю создания журнала.
С 1930 по 1939 г. главным редактором журнала «Жизнь слепых» был Ян Микелевич Лепин. В его адрес пришло письмо из Ленинградского института слепых детей.

ДЕТИ ХОТЯТ ИМЕТЬ СВОЙ БРАЙЛЕВСКИЙ ЖУРНАЛ

От пионеров Ленинградского
института слепых детей

Дорогой товарищ Лепин!
В нашем институте учится 218 слепых ребят, из которых 92 пионера. Кроме нас, и в других школах слепых детей по Союзу учится еще много наших товарищей.
Мы очень любим наш институт, мы хорошо учимся и весело играем.
Наши старшие товарищи, слепые рабочие, которые работают теперь на щеточной фабрике и электромоторном заводе слепых, рассказывали нам о том, как плохо им жилось в детстве, и мы рады, что мы живем совсем иначе. Мы знаем, что о нас заботится наше правительство и больше всего дорогой товарищ Сталин, которого мы любим больше всех. Мы благодарим их за счастливую жизнь и просим Вас передать Иосифу Виссарионовичу наш горячий пионерский привет.
Дорогой товарищ Лепин! Мы, слепые пионеры, хотим обратиться к Вам с одной очень большой просьбой: у наших зрячих товарищей — пионеров есть свои газеты и журналы, которые они читают сами и в которые посылают свои письма, статьи и стихи. У нас же такого журнала нет. Мы очень любим слушать чтение наших воспитателей, мы хотим и сами читать свой журнал, напечатанный точками, в котором бы писалось о том, как живут и учатся наши товарищи в других школах слепых детей, а также и о том, что делается на нашей Родине и во всем мире.
Мы надеемся, что с Вашей помощью у нас скоро будет свой журнал.
Шлем Вам наш пионерский привет.
По поручению пионеров Ленинградского института слепых детей: Тетерин, Апсошина, Смирнов.

От редакции:
Обращаемся с просьбой к пионерам всех школ слепых детей сообщить нам свое мнение о детском брайлевском журнале, сейчас же по получении этого номера «Ж. С.». Президиумом ЦП ВОС уже подана докладная записка об издании детского журнала в ЦК Комсомола.

Инициатором создания и первым редактором издания был Владимир Александрович Викторов, в то время — председатель ЦП ВОС. В начале 1938 г. он встречался с первым секретарем ЦК ВЛКСМ Александром Васильевичем Косаревым, который поддержал идею издания журнала для незрячих детей и поручил школьному отделу ЦК ВЛКСМ курировать работу редакции детского брайлевского журнала.
В июне 1938 г. сбылась мечта незрячих школьников — вышел первый номер журнала «Советский школьник», адресованный незрячим детям, напечатанный рельефно-точечным шрифтом. Материальные затраты, связанные с созданием детского журнала по системе Брайля, взяло на себя Всероссийское общество слепых. Редколлегия журнала старалась печатать все наиболее интересное, полезное и познавательное, помещая материалы, которые могли бы удовлетворять самые разнообразные запросы, вкусы и интересы детей. В. А. Викторов придавал большое значение распространению информации о жизни незрячих. На страницах журнала печатали материалы об истории тифлопедагогики, об издании рельефно-точечных книг, о трудоустройстве инвалидов по зрению. Владимир Александрович проработал в «Советском школьнике» в качестве ответственного редактора журнала до начала Великой Отечественной войны.
В годы Великой Отечественной войны журнал возглавлял незрячий писатель Федор Иосифович Шоев, в прошлом ученик Смоленской школы для слепых детей. В поступавших тогда в редакцию корреспонденциях незрячие школьники рассказывали о своей учебе, трудностях военной жизни, обменивались опытом, о том, как лучше помочь потерявшим зрение фронтовикам в овладении системой Брайля, самообслуживании и ориентировке в пространстве. В заметках можно было прочитать о том, как они собирают лекарственные травы, работают в школьных мастерских, изготовляя продукцию для фронта, как читают вслух раненым бойцам брайлевские книги, как дают концерты в госпиталях. В послевоенное время на страницах «Советского школьника» помещалось много публикаций о жизни учащихся школ-интернатов для слепых детей.
В 1966 г. редакцию журнала «Советский школьник» возглавил Виктор Александрович Глебов, выпускник Московской школы-интерната № 1 для слепых детей. Человек активный, эрудированный, он сплотил вокруг себя коллектив единомышленников, и вскоре «Советский школьник» был признан лучшим изданием для незрячих. В журнале появились новые рубрики: «Советы юному радиолюбителю», «Алый парус», «Звездочка», «Советы Маши-искусницы», «Эсперанто», «Понемногу обо всем», «Что такое живопись», «Что такое архитектура», фонетические приложения в виде гибких пластинок, на которых записывались музыкально-литературные композиции, беседы, репортажи и многое другое.
Рассказы об архитектуре и архитектурных памятниках мирового зодчества стали сопровождаться рельефно-графическими иллюстрациями. Таким образом, журнал «Советский школьник» удовлетворял не только информационные потребности незрячих ребят, но и эстетические. Издание читали и незрячие школьники, и взрослые люди, потому что оно было насыщено разнообразной информацией, материалы были интересными и увлекательными.
С 1988 г. журналом «Советский школьник» руководит Юрий Иванович Кочетков, выпускник Московской школы-интерната № 1. «Школьный вестник» — журнал энциклопедического направления, и в этом смысле номера его практически не устаревают. На его страницах публикуются материалы по вопросам науки, литературы, искусства, культуры, спорта, тифлопедагогики, тифлопсихологии, тифлотехники. Постоянны материалы по проблемам социальной реабилитации незрячих. Журнал пропагандирует достижения слепых всего мира в различных сферах деятельности.
На страницах журнала публиковались Л. Кассиль, В. Берестов, Ю. Коваль, Д. Рубина и другие детские писатели и поэты. В журнале были и до сих пор остаются рубрики: «Силуэты», «Практикум эсперантиста», «На черных и белых полях» (шахматы и шашки), «На поэтической волне», «Музыкальный клуб», «Библиотечка музыканта», «Советы Маши-искусницы», «Компьютерный ликбез», «Ты и твои права», «Для вас, родители и учителя», «Аз, буки, веди» (для самых маленьких читателей) и т. д.
Среди авторов журнала и его читателей — слепые люди, имеющие мировую известность. Достаточно назвать слепоглухого А. В. Суворова, доктора психологических наук, профессора.
Журнал выпускается с рельефно-графическими пособиями: изображениями памятников архитектуры, шедевров мирового изобразительного искусства, схемами и картами. В журнале № 8 за 1998 г. была впервые для незрячих опубликована рельефная карта Российской Федерации.
В 1994 г. журнал «Советский школьник» стал называться «Школьный вестник». В редакции есть банк сведений обо всех школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей России и значительной части бывших республик Советского Союза. Сотрудники журнала знают об этих школах все, помогают их ученикам и выпускникам, следят за тем, как складываются их судьбы, принимают в них участие, помогают советами, ходатайствами, хлопотами и в учебных делах, и в трудоустройстве, и в возможности получить более квалифицированную медицинскую помощь. Многие незрячие люди страны и директора специализированных школ-интернатов знают, что в случае необходимости всегда можно обратиться в редакцию «Школьного вестника».
Сотрудники редакции всегда стремились расширить свою аудиторию, чтобы их издание могли читать и слабовидящие дети, и зрячие учителя. В январе 1995 г. появился новый выпуск «Школьного вестника», изданный плоскопечатным укрупненным шрифтом для слабовидящих детей, с 1998 г. он выходит регулярно. Такой вариант журнала был заветной мечтой сотрудников журнала и многих его читателей. Вариант для слабовидящих печатает ИПТК «Логосвос». Плоскопечатный вариант журнала «Школьный вестник» не дублирует содержание брайлевского «Школьного вестника», но часть материалов в нем повторяется. Плоскопечатный журнал выходит в черно-белом варианте с цветной обложкой.
Сегодня, верный своим традициям, журнал публикует, как и в прежние годы, множество интересной информации. Одним из главных своих достижений редакция журнала «Школьный вестник» считает деятельное участие в интеллектуальном, культурном, духовном росте слепых и слабовидящих детей.
В 1998 г., в связи с 60-летием, журнал был награжден орденом Благоверного царевича Димитрия «За дела милосердия», присуждаемым Международной ассоциацией детских фондов и благословленным патриархом Русской православной церкви Алексием II.