3 июня исполняется 105 лет со дня открытия I съезда слепых в Германии.

3 июня исполняется 105 лет со дня открытия I съезда слепых в Германии.



С 3 по 5 июня 1909 г. в Дрездене проходил I съезд слепых в Германии, на котором объединяющим элементом служила немецкая речь, среди участников съезда были немцы, австрийцы и швейцарцы немецких кантонов. Во время съезда была открыта выставка учебных пособий, книг, пишущих машин, ремесленных инструментов и изделий слепых.

В журнале "Слепец" (СПб., 1909, N 11, с. 216-221) в репортаже о съезде было написано: "Обыкновенно представляют себе слепых беспомощными. Тот, кому случилось быть на конгрессе слепых, никак не согласятся с этим".

С официальным приветствием от имени Саксонского правительства выступил член министерства д-р Апельт. Участники съезда направили телеграммы королю Саксонскому и императорам Германскому и Австрийскому с выражением благодарности за сочувствие, выраженное от их имени делу улучшения быта слепых. Почти все докладчики, выступавшие на съезде были слепые.

В докладе незрячего Горвата из Вены "Об улучшении быта слепых" прозвучало сожаление по поводу принятого в Австрии порядка: правительство предоставило заботиться о слепых исключительно частной благотворительности. Поэтому слепые должны организовать самопомощь. Он рассказал, что в Вене в 1907 г. уже основана артель слепых. И предложил съезду принять резолюцию о необходимости проведения объединения слепых ремесленников в артель для заготовки и продажи изделий и для закупки материала сообща.

Оппонентом ему выступил д-р Кон из Берлина. Он сообщил, что планировал организовать объединенное товарищество слепых и обращался в разные заведения слепых с вопросом о целесообразности такого объединения, но в основном получил уклончивые ответы. Известно, что заведения слепых сами помогают своим бывшим воспитанникам, приобретая для них материалы, доставляя заказы и принимая для продажи изготовленные ими изделия. На этом основании д-р Кон сделал вывод, что устройство одной общей для всех слепых ремесленников артели нежелательно. Открытию же небольших местных артелей, притом из мастеров какого-нибудь одного цеха (корзинщиков или щеточников) можно только приветствовать. Он также отметил, что у слепых обыкновенно ощущается недостаток в деньгах, и желательна благотворительная помощь. Особенно в помощи нуждаются слепые девушки, т. к. до сих пор неизвестно случая, чтобы слепая ремесленница могла жить исключительно на свой заработок.

Слепой корзинщик Густав Шмидт прочитал доклад "О способах улучшения положения слепых корзинщиков". Он указал на необходимость лучшей постановки обучения слепых в институтах слепых. Кроме этого он внес предложение, чтобы слепой после окончания обучения некоторое время поработал в мастерской зрячего мастера наряду со зрячими ремесленниками.

По этому вопросу возникли прения и большинство участников съезда высказались против совместной работы слепых ремесленников со зрячими. За то мысль об организации местных мелких артелей слепых ремесленников встретила поддержку. Идея организации центрального товарищества, объединяющего ремесленников всей империи, поддержки не встретила.

Участники съезда обсудили систему помощи слепым ремесленникам посредством организации мастерских. Они сочли, что такая помощь идеальна: днем слепой работает в мастерской, а вечером он сам себе хозяин. Некоторые высказали сожаление, что число рабочих часов в мастерской ограничено. Дома слепые ремесленники работают больше. Будь рабочий день в мастерских длиннее, заработок слепых был бы больше.

С докладом "О музыкальном образовании слепых" выступил зрячий педагог Урлауб из Штутгарта, четырнадцать лет занимающийся со слепыми учениками. По его мнению, музыка – единственная область, в которой слепой действительно может проявить себя, и лучше других подходят для слепых музыкантов струнные инструменты.

Докладчик Барч из Бреславля прочитал реферат "О необходимости сделать обучение слепых детей в училищах обязательным".

Обсуждения вызвал доклад д-ра Зоммера, слепого директора пансиона для слепых детей, выступившего с докладом "О высшем образовании слепых". По его мнению, "медицина, естественные науки и юриспруденция недоступны слепым. Скорее им по силам богословие и занятие филологией. Во время прений по этому вопросу было настоятельно высказано, что слепцы, не имеющие материальных средств, не должны стремиться к высшему образованию".

На съезде отчетливо прозвучало, что слепые это трудоспособные члены общества, которые должны трудиться и жить самостоятельно. Для улучшения их быта необходимо дать им хорошую подготовку и знание ремесла, полезно также устраивать мастерские, где бы они могли работать. Лучше всего для слепых ремесленников и музыкантов жить в городах, где им легче найти заработок, т. к. в провинции они работы не найдут и лягут бременем на местные общества вспоможествования бедным.

На съезде обсуждался вопрос об отношении слепых к домам призрения. Участники съезда сделали вывод, дома призрения нужны для старых, больных, неспособных к труду слепых. Здоровые, трудоспособные слепые милостыни не хотят, они требуют только хорошей подготовки и работы. Правительство должно заботиться о воспитании слепых не меньше, чем об обучении зрячих, потому что, дав слепым образование, оно тем самым освобождает себя от обязанности содержать их всю жизнь в домах призрения.

На съезде было высказано пожелание о принятии закона об обязательном страховании слепых на случай болезни и потери трудоспособности. В кассу страхования на случай болезни должны вступать не одни ремесленники, но вообще все слепые.

Три дня работы съезда прошли плодотворно. Для более детальной разработки в комиссии были переданы следующие вопросы:

"1) Обязательность обучения всех слепых школьного возраста. 2) Издание закона об открытии необходимого числа школ слепых. 3) Частные учебные заведения слепых должны быть преобразованы в правительственные или же, по крайней мере, курс в них должен быть уравнен с курсом правительственных училищ. 4) В интернатах должны воспитываться только слабоумные слепые дети, или дети, требующие особого ухода вследствие каких-либо иных, кроме слепоты, физических недостатков. 5) Здоровые и нормальные слепые должны быть приходящими учениками, жить же могут на частных квартирах у добропорядочных граждан. 6) Курс в училищах должен проходиться не меньше курса народных училищ, и преподавание должно соответствовать требованиям современной тифлопедагогики. 7) Училища слепых должны давать хорошую профессиональную подготовку, чтобы по окончании курса ученик мог выдержать установленный законом экзамен для получения звания подмастерья. 8) Желательна большая индивидуальность обучения, чтобы ученики могли выбирать возможно разнообразные профессии сообразно своим способностям. 9) Лица, которые берутся за дело обучения слепых, должны подвергнуться государственному экзамену на степень учителя слепых. 10) Слепые ремесленники должны стараться сами сбывать свои изделия. При выходе из училища молодым ремесленникам должны выдавать инструменты, иногда и машины, необходимые для их производства. 11) Зрячий мастер в мастерских слепых должен полировать, исправлять изделия слепых без особой за то, сверх жалованья платы. 12) Желательно издание законов, регулирующих призрение слепых. 13) В городах желательно устройство мастерских для слепых. 14)Желательно разрешение слепым участвовать в кассах страхования на случай болезни. 15) Дома призрения нужны для престарелых, больных и неспособных к труду слепых."

Особое внимание на съезде было уделено печальному положению слепых девушек. Для их поддержания и предоставления средств к существованию были высказаны пожелания, чтобы изделия слепых ремесленниц, по возможности, всегда принимались заведениями слепых для продажи. А также для переписки книг шрифтом по системе Брайля для библиотек предпочтение отдавалось слепым девушкам.

Из всего выше сказанного видно, насколько серьезно была поставлена работа съезда, рассмотревшего широкий круг вопросов улучшения быта слепых, их материального положения и образования.