30 января — 120 лет со дня рождения Лины По (Полины Михайловны Горенштейн), скульптора
Полина Михайловна Горенштейн, известная под псевдонимом Лина По, родилась 30 (18 по старому стилю) января 1899 г. в Екатеринославе (ныне Днепр, Украина). С детства ее увлекали музыка, танцы, рисование, лепка. В 1913 г. Полина поступила в хореографическую студию и одновременно посещала уроки рисования в студии Шредера, занималась лепкой фигурок из глины. Получив среднее образование, она по настоянию родителей поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Харькове. Но Полину неудержимо влекло искусство, и она поступила в балетную школу Тальори и в студию скульптора Л. Блох.
В 1918 г. П. М. Горенштейн вернулась в Екатеринослав и, закончив в 1919 г. хореографическое училище К. Воронкова, приступила к самостоятельной концертной деятельности. Она выступала на театральных подмостках Мариуполя, Харькова и Киева под псевдонимом Лина По.
В 1920 г. она, переехав в Москву, поступила в Высшие хореографические мастерские при Большом театре и одновременно на скульптурное отделение Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Однако, через полгода, сделав выбор в пользу балета, прекратила занятия в ВХУТЕМАСе. В 1924 г. после окончания хореографических мастерских становится режиссером-постановщиком танцев. В течение 10 лет талантливая балерина и режиссер-постановщик танцует, преподает, работает балетмейстером в различных театрах страны. В эти годы Лина По специально не занимается изобразительным искусством, но свое умение рисовать и лепить использует в своей режиссерской работе для зарисовки танцевальных движений и скульптурных композиций мизансцен.
В 1934 г. балерина и хореограф Лина По на фоне гриппа заболела энцефалитом, заболевание приняло неблагоприятное течение — наступил паралич ног и рук, были поражены зрительные нервы. В результате лечения в неврологической клинике Московского научно-исследовательского клинического института им. М. Ф. Владимирского с параличом удалось справиться, но зрение сохранить не удалось.
Когда в больнице ее руки обрели возможность движения, она начала лепить из кусочков хлеба, придавая им форму слоников, птичек, мышей. Затем она приступила к работе с гипсом. Первыми созданными ею скульптурными работами были: фигурка спящего мальчика, голова старухи и портрет девочки. Считается, что портрет девочки — это автопортрет Лины По. В этом портрете скульптору удалось воплотить не только свои внешние черты, но и передать внутреннее состояние того периода времени, главной чертой которого была неуверенность. Эти произведения получили положительную оценку известного художника М. В. Нестерова.
Произведения Лины По обратили на себя внимание. Над ней взяли шефство Всесоюзный комитет по делам искусств и областной профсоюзный комитет работников государственных учреждений. Она была законтрактована Всероссийским союзом кооперативных товариществ работников изобразительного искусства (Всекохудожник), получив материальную возможность заниматься творчеством. Скульптурные произведения, созданные Линой По в 1936–1937 гг. посвящены изображению танцев: «Арабеск», «Балерина», «Танцевальная сюита», «Танец с покрывалом», «Прыжок». В 1937 г. Лина По впервые приняла участие в выставке московских скульпторов. В периодической печати появляются статьи, посвященные ее работам. В 1938 г. она становится членом Московского союза художников. Затем скульптор все чаще обращается к портрету, созданы такие произведения: «Ленин», «Голова негритенка», «Краснофлотец», «Димка», «Парашютистка», «Груня», «Пушкин», «Автопортрет», «Поющий ашуг», «Паганини», «Голова еврея». Скульптор убедительно передала психологические переживания своих героев — мечтательность девушки в скульптуре «Груня», нервную напряженность Пушкина, страстное вдохновение Паганини, играющего на скрипке.
В 1941 г. основной темой незрячего скульптора становится Великая Отечественная война. Лина По создает художественные произведения: «Гнев народа», «Осиротевшая», «Удочеренная», «В фашистской неволе», «Партизан Архипыч», «Народные мстители». Окончание войны Полина Михайловна отметила созданием скульптуры «Песнь ликования», где аллегорическая фигура обнаженной девушки с развевающимся флагом в руке поднимается на гору. В этот же период она создала композицию «Девочка с голубями» и скульптурный портрет А. П. Чехова. В 1946 г. в связи с десятилетием творческой деятельности скульптора в Центральном доме работников искусств была открыта ее персональная выставка, которая в 1947 г. была повторена в Центральном доме литераторов.
В послевоенные годы Лина По вновь обращается к изображению танцев. Она задумывает многофигурную композицию «Танцы народов СССР», создает ряд композиций «Украинский танец» (1946), «Восточная сюита» (1947), «Русская пляска» (1948).
Среди ее скульптурных произведений есть творения, посвященные теме труда. Лина По планировала создать серию работ «Молодежь в труде». Создана скульптура «Слава труду», изображающая девушку-сталевара, были подготовлены эскизы «Девушка у штурвала» и «Творческий порыв». Смерть помешала ей закончить эту работу.
Полина Михайловна Горенштейн умерла 26 ноября 1948 г., похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище. Всего Лина По создала более 100 скульптур, многие из которых экспонировались на различных выставках.