31 марта — 40 лет со дня рождения А. А. Романова, художника, мастера резьбы по дереву золотого призера 1-го национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс»
Художник, мастер резьбы по дереву Александр Анатольевич Романов родился 31 марта 1979 году. В 2005 г. двадцатипятилетний скульптор стал лауреатом Конкурса народов России, в 2006 г. — лауреатом 1-й степени Международной премии «Филантроп», в 2015 г. — золотым призером 1-го национального чемпионата по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
Александр, сын военного врача, немало поездил с родителями по стране: служба отца проходила от Украины до Сахалина, какое-то время жили в Германии. Отец его, Анатолий Петрович, при всей своей занятости находил время для любимого увлечения — чеканки по металлу. Он обучал этому ремеслу и сына. Александр с детства хорошо рисовал, лепил из пластилина, вырезал поделки из дерева.
Когда Александру Романову было 15 лет, случилось непоправимое: во время детских игр на зимней улице ему попали ледяным снежком в лицо, из-за чего произошло отслоение сетчатки левого глаза. Затем из-за несчастного случая был поврежден второй глаз, и через некоторое время наступила слепота.
В 1998 г. Александр окончил Волоколамский центр реабилитации и профессиональной подготовки незрячих, получив диплом мастера резьбы по дереву с отличием. Педагог Волоколамского центра и наставник Татьяна Николаевна Горохова помогла начинающему художнику поверить в себя.
В 18 лет А. Романов начал серьезно заниматься художественной резьбой по дереву. Он говорит: «И то, что я создавал, приносило мне огромную радость. Я научился творить и воплощать в простой древесине то, что возникало в моем воображении». Образы у него рождаются из снов, прочитанных книг, воспоминаний. Сказочные и фантастические существа выходят из рук мастера как живые — это загадочная и прекрасная Венера, полный сил и грации кентавр, крылатый конь Пегас, загадочные лесные обитатели и т. д. На создание одной фигурки уходит от недели до месяца.
Талант скульптора проявился довольно быстро. Уже в 2000 г. Александр принял участие в региональном фестивале народного творчества инвалидов в Сергиевом Посаде, где занял первое место.
Чтобы добиться эмоциональной выразительности своих творений, автор иногда создает макет из пластилина, а затем вырезает деревянную скульптуру стамесками. Мастер, выбирая нужную заготовку, точно определяет породу дерева, ориентируясь по запаху. Создавая скульптуру, он миллиметр за миллиметром отсекает лишнюю древесину, для этого ему требуются остро заточенные инструменты. Из-за отсутствия зрения, работая на ощупь, он держит острый инструмент вплотную к пальцам. Поначалу руки часто травмировались, не обходится без ранений и сейчас.
В 2006 г. Александр Анатольевич получил Международную премию «Филантроп» за выдающиеся достижения инвалидов в области культуры и искусства в номинации «Художественное творчество», подноминации «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Работы А. Романова можно увидеть в Центральном музее Всероссийского общества слепых им. Б. В. Зимина, в Государственном музее — гуманитарном центре «Преодоление» им. Н. А. Островского (Москва), в Клинском краеведческом музее. В музее «Преодоление» им. Н. А. Островского хранится работа Александра Анатольевича «Корабль викингов», получившая диплом I степени. Макет корабля размером 30 см, оснащенный парусами и веслами, неизменно вызывает восторг зрителей. В 2004 г. в Центральном музее ВОС проходила выставка творчества незрячих художников и скульпторов «Красота внутреннего мира». Творчество Александра Романова было представлено работами: «Королевская кобра», «Кот в кроссовке», «Лебединый вальс», «Маяк», «Между ангелом и бесом», «Мишка — сладкоежка», «Пес в сапоге», «Яхта “Победа”». Его работы вызывали восхищение зрителей.
Краткий перечень выставок, на которых экспонировались работы А. А. Романова: персональная выставка (2000 г., Клин); выставка «Красота внутреннего мира» Региональной общественной организации «Гомер» в Центральном музее ВОС (январь 2004 г., Москва); выставка «Под сенью «Гомера» Региональной общественной организации «Гомер» в художествен-ной галерее «Кентавр» (май 2004 г., Москва); выставка в Государственном музее — гуманитарном центре «Преодоление» им. Н. А. Островского (январь 2005 г., Москва); выставка работ незрячих художников Москвы и Санкт-Петербурга, организованная Государственным музеем — гуманитарным центром «Преодоление» им. Н. А. Островского и Региональной общественной благотворительной организацией социально-творческой реабилитации инвалидов «Арт-Гомер» (февраль — март 2006 г., Москва); выставка лауреатов и номинантов международной премии «Филантроп» в Галерее искусств Зураба Церетели (с 25 мая по 1 июня 2006 г., Москва); персональная выставка в Центральном музее Всероссийского общества слепых им. Б. В. Зимина (2009 г.) и др.
С 2004 г. Александр Анатольевич освоил для себя новый вид творчества — он рисует картины, а также лепит керамические фигурки и расписывает их. Для создания картин мастер разработал специальную методику. На тонированный фон он накладывает трафарет, вырезанный из бумаги, и закрашивает пальцами прорезь масляной краской. После того как краска высохнет, он накладывает следующий трафарет и т. д. В результате рождаются картины, напоминающие произведения «наивных» художников. Его картины полны философских раздумий, что понятно по названиям: «Белый круг», «Небесные глаза», «Роза мира», «Волшебная свеча», «Сосуд жизни». Картины художник сопровождает стихами, в которых раскрывает скрытый смысл изображенного.
С 2001 по 2010 г. Александр Романов обучал любимому делу — резьбе по дереву — других людей в реабилитационном центре «Импульс» (город Клин). В 2002 г. юноше пригодилось умение печатать на пишущей машинке, с помощью специальной программы для незрячих он прекрасно освоил компьютер. Благодаря этому, помимо увлечения декоративно-прикладным и художественным творчеством, он также пишет стихи и фантастическую прозу. В 2011 г. в московском издательстве «Луч» вышла его дебютная книга — сборник фантастических повестей «Фантасмагория, или Сказки третьего тысячелетия». В том же году она была озвучена диктором ИПТК «Логосвос».