5 января исполнится 100 лет со дня рождения М. Р. Макарова (1914-1987)
5 января исполнится 100 лет со дня рождения М. Р. Макарова (1914-1987), скульптора, члена Союза художников СССР, заслуженного работника культуры Республики Узбекистан, участника Великой Отечественной войны.
Михаил Родионович Макаров родился 5 января 1914 г. (24 декабря 1913 г. по старому стилю) в Самаре в семье сапожника. В голодные 1920-е гг. семья Макаровых переехала в Ташкент.
С детства у Михаила обнаружилась тяга к искусству: он любил рисовать, играл на мандолине. Но по настоянию отца после окончания средней школы пошел в ФЗО при заводе № 5. В 1932-1934 гг. работал механиком на обувной фабрике. Затем, после длительных просьб, отец разрешил сыну поступить в Ташкентское художественное училище им. П. Бенькова. В 1938 г. М. Р. Макаров закончил художественное училище, получив звание художника-декоратора.
В 1938 г. молодого художника призвали в армию. В 1940 г. он участвовал в советско-финской войне, был сапером. После демобилизации в ноябре 1940 г. М. Р. Макаров возвратился в Ташкент, где работал художником-ретушером в военной газете "Фрунзевец". 26 июня 1941 г. Михаил Родионович ушел на фронт рядовым-сапером в составе 194 горнострелковой дивизии. 8 ноября 1941 г. под Смоленском (по другим источникам под Серпуховым) он был тяжело ранен взорвавшейся в его руках миной. В результате ранения потерял зрение и кисть правой руки, на левой руке действовали только три пальца.
Сила воли помогла М. Р. Макарову выстоять в борьбе с недугом. Два года потратил он на то, чтоб сконструировать протез руки и научиться играть на скрипке, а много лет спустя научился играть на электроорганоле.
Михаил Родионович не представлял своей жизни без искусства. Неожиданно к нему пришло решение – научиться лепить. Он учился с самого простого – хотел вылепить кубик из глины. Но кубик с ровными гранями ему удалось вылепить только через две недели. Прошли годы напряженного труда, пока он освоил приемы лепки из глины, а затем из пластилина. Позже по совету скульптора А. Н. Иванова он стал пользоваться размоложенным гипсом – гипсом, которому не дают схватиться, непрерывно разминая пальцами. Большого труда стоило М. Р. Макарову научиться соблюдать в скульптурных произведениях необходимые пропорции.
В его творчестве скульптурный портрет стал основным жанром. Методика по созданию скульптурных портретов была разнообразной. Одни он творил по памяти, так были вылеплены "Медсестра", "Портрет партизанки Т. Кузнецовой". Другие он создавал, используя посмертные маски – "Портрет В. Маяковского". Работал он и с натурщиками.
Его произведения привлекали внимание своей пластикой и динамикой. Творческая биография Михаила Родионовича отмечена персональными выставками в 1950 и 1974 гг. Он также был участником многих республиканских выставок в Узбекистане. На выставках были представлены скульптурные работы: "Кетменщик", "Ширин", "Портрет В. Маяковского", "Голова девочки", "Портрет Н. Островского", "Портрет партизанки Т. Кузнецовой", "Автопортрет" и др.
Творчество М. Р. Макарова не избежало идеологического влияния тех лет. Так он неоднократно создавал скульптурные портреты В. И. Ленина, которые были представлены на выставках. В 1967 г. копия скульптурного портрета В. И. Ленина работы М. Р. Макарова была установлена группой незрячих альпинистов на Эльбрусе у приюта "105-й пикет" на высоте 3350 м.
Творчество М. Р. Макарова было признано современниками, ряд его скульптурных произведений приобретены Музеем искусств Узбекистана и Центральным музеем В. И. Ленина (Москва).
Он был награжден орденом Красной звезды (1944), медалями: "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "20 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, "30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."
Михаил Родионович Макаров умер 29 августа 1987 г. Его творческое наследие было передано вдовой в Музей искусств Узбекистана в отдел советского искусства.