7 апреля исполняется 125 лет со дня рождения И. А. Соколянского (1889-1960)

7 апреля исполняется 125 лет со дня рождения И. А. Соколянского (1889-1960), основателя советской тифлосурдопедагогики, кандидата педагогических наук, профессора, лауреата Государственной премии СССР.



Отмечая еще раз памятную дату со дня рождения выдающегося педагога, исследователя и гражданина Ивана Афанасьевича Соколянского хочется обратить внимание читателей на удивительную историю жизни этого человека, с ранних лет отличающегося стремлением активно участвовать в жизни общества, активным интересом к самому трудному и малоизвестному, способностью притягивать к себе самых ярких людей, твердостью жизненных принципов и умением сохранить себя в самых трудных обстоятельствах.

Иван Афанасьевич, или Иван Панасович Соколянский родился 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1889 г. в станице Динской Кубанской области (ныне Краснодарский край) в украинской казачьей семье. Там он получил начальное образование в двухклассном училище. Уже в школьные годы отличился активным участием в сборе средств для голодающих, о чем писали в местной прессе. Продолжая обучение в Кубанской семинарии в Усть-Лабе, он уже в 15 лет активно включился в работу молодежной революционной группы социал-революционеров, работал в подпольной типографии, распространял листовки и прокламации среди казаков по поводу выборов во Вторую Государственную Думу. За участие в забастовке был исключен из семинарии, а за участие в протестном движении был обвинен в покушении на жизнь полицейского вахмистра и арестован в январе 1906 г. После двухмесячного нахождения в Екатеринодарской тюрьме был отправлен на полгода в ссылку в Вологодскую губернию. Затем все обвинения с него были сняты, но он не вернулся домой, а поехал в Петербург продолжать образование. Там, экстерном закончил школу и поступил сначала на Высшие сельскохозяйственные курсы. Но после посещения публичных лекций П.Ф. Лесгафта, которые пробудили в нем интерес к развитию человека и именно там он впервые услышал об успехах обучения слепоглухих в США, перевелся на педологическое отделение естественно-исторического факультета Психоневрологического института, недавно созданного В.М. Бехтеревым. Со студенческих лет началась его близкая дружба с А.Н. Граборовым, впоследствии ставшим известным олигофренопедагогом, с известными психиатрами и учеными А.В. Владимирским и В.П. Протопоповым, знаменитым анатомом В.П. Воробьевым и многими другими.

Узнав, что ряд профессоров Психоневрологического института являются специалистами по глухоте и преподают на Мариинских курсах для учителей глухонемых, И.А. Соколянский поступил на эти двухгодичные бесплатные курсы в 1908 г., продолжая занятия в институте. Стал активно посещать занятия с глухонемыми в Императорском училище для глухонемых и Мурзинской школе. Был свидетелем организации и первых лет существования приюта для слепоглухонемых детей в Петербурге, главными инициаторами создания которого были его учителя Е.К. Грачева и М.В. Богданов-Березовский.

Диплом на звание учителя глухонемых он получил в 1910 г. и почти сразу был приглашен на должность учителя в Александровское училище-хутор для глухонемых в Екатеринославскую губернию (современный город Запорожье, Украина). Переехал туда работать, обговорив себе право ездить в Петербург для сдачи экзаменов. В Александровском училище И. Соколянский преподавал до 1919 г. с трехлетним перерывом на участие во Второй мировой войне, на которую он был призван в 1915 г. Будучи в чине прапорщика, Иван Соколянский состоял в конвое нескольких военных экспедиций в Турцию, Иран и Афганистан.

Февральская революция застала его на Кавказском фронте, где он служил членом комиссии по описанию боевых событий фронта при 17 пластунском батальоне. С приходом в Тифлис немцев был выслан под их надзор в Александровск, где продолжил работу учителя в школе глухонемых. В начале 1919 г. перед наступлением на Александровск банд Махно, уехал оттуда в город Умань, где после установления Советской власти организовывал органы Народного образования и заведовал Наробразом до сентября 1920 г. С 1920 г. он становится членом партии большевиков и вскоре назначается на должность заведующего Управлением высшими учебными заведениями Киева, а в августе 1922 г. он становится Главным Инспектором Учреждений для дефективных детей на Украине. Во время работы в Киеве началось знакомство И.А. Соколянского с А.С. Макаренко. С этого времени берет начало и его многолетняя дружба с будущим знаменитым кинорежиссером А.П. Довженко, который в то время работал завхозом в отделе народного образования и отвечал за обеспечение детей питанием в то голодное время. В 1923 г. И.А. Соколянский был переведен из Киева в Харьков, где он был назначен преподавателем дефектологии в Харьковский институт народного образования.

Начав работу в Харькове, ставшем тогда столицей Украины, он вошел в круг талантливой и творчески активной украинской интеллигенции. В их среде познакомился и подружился с писателями О. Вишней, М. Хвылевым, П. Тычиной, М. Бажаном, А. Корнейчуком, В. Блакитным, с режиссером А. Курбасом и другими. В Харькове продолжилась его дружба с А. Довженко с А.В. Владимирским, В.П. Протопоповым и В.П. Воробьевым. Началось знакомство с математиками Н.М. Крыловым, Н.Н. Боголюбовым. Позднее он неоднократно встречался здесь с известными психологами Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.В. Запорожцем, П.И. Зинченко и А.Н. Леонтьевым.

Соколянский становится одним из основателей системы образования дефективных детей на Украине. В 1926 г. он утверждается в должности профессора по кафедре дефектологии факультета социального воспитания Института народного образования. Одновременно он заведует опытно-педагогической станцией Наркомата просвещения Украины. С 1930 г. он становится директором только что организованного в Харькове НИИ педагогики и заведует там отделом дефектологии. По его инициативе создавались врачебно-педагогические кабинеты, которые объединяли всю научно-практическую работу по дефектологии. Опытные отделения Кабинета были организованы им на базе Харьковской школы слепых, школы для глухих, детского дома для умственно отсталых.

В это же время И.А. Соколянский создает Опытный детский дом для слепоглухонемых на базе харьковской школы слепых в 1923 г. Первая группа слепоглухих воспитанников начала обучение там уже в 1925 г. За несколько лет практической работы этого учреждения И.А. Соколянскому вместе с очень небольшим коллективом единомышленников удалось создать тщательно разработанную методику обучения слепоглухих детей навыкам самообслуживания и элементарного бытового труда, найти пути обучения их речи, наблюдению и самонаблюдению, разработать методику формирования мимики у слепого (методика демаскации).

Этот самый успешный период научной деятельности Соколянского продолжался до конца 1933 г. Он был арестован 7 декабря 1933 г. по обвинению к принадлежности к украинской контрреволюционной организации, условно осужден на три года. Свой мягкий приговор и быстрое освобождение сам Соколянский объяснял позднее заступничеством профессоров В.П. Протопопова и В.П. Воробьева. Возможно этому способствовало и устное ходатайство А.М. Горького, с которым слепоглухая воспитанница И.А. Соколянского Ольга Скороходова и он сам начали переписку в июне 1933 г. Он был исключен из партии и за ним установилась репутация буржуазного националиста. 12 октября 1937 г. он был вновь арестован "по обвинению в принадлежности к антисоветской националистическо-террористической организации" и находился в тюрьме более полутора лет до освобождения "в связи с прекращением дела" 21 мая 1939 г.

Организованная им Школа-клиника для слепоглухонемых детей была закрыта в 1937-1938 гг. по постановлению Наркомпроса Украины, согласно которому слепоглухонемые дети были приравнены к категории необучаемых глубоко умственно отсталых детей. Они были переведены в инвалидный дом в село Васищево, где ими никто специально не занимался и они стали деградировать. Ольга Скороходова к этому времени закончила обучение по программе средней школы и готовилась к поступлению в Ленинградский педагогический институт. Троих воспитанников также удалось осенью 1940 г. перевести в Ленинградскую группу слепоглухих. Но двое из них погибли во время блокады 1941-1942 гг. Также в войну, когда Украину оккупировали немецкие войска, почти все слепоглухие дети, оставшиеся там, умерли. Из всех воспитанников харьковской школы – клиники в живых остались только двое – Ольга Скороходова и Мария Сокол.

После освобождения из тюрьмы в мае 1939 г. И.А. Соколянский тяжело заболел и пролежал в постели около 6 месяцев. Сразу после выздоровления он уехал в Москву, куда был приглашен ранее на работу в Научно-практический институт специальных школ. Ему была предложена должность директора школы глухих при этом институте. В 1941 г. Соколянский назначается заведующим отделом сурдопедагогики института. Казалось бы, вновь начинается его карьерный рост, так грубо прерванный ранее. Но начинается война и он вместе со школой глухих эвакуируется в Пензенскую область, потом переезжает в Новосибирск, где работал консультантом Областного отдела народного образования и завучем школы глухих.

В 1943 г. И.А. Соколянский был вызван в Москву, где организовывалась Академия педагогических наук РСФСР и Научно-практический институт специальных школ преобразовывался в Институт дефектологии АПН РСФСР. В июле 1944 г. после освобождения от немецкой оккупации Украины удалось организовать переезд в Москву его харьковской слепоглухой воспитанницы – Ольги Скороходовой. Сразу после ее переезда и устройства на работу в институт Иван Афанасьевич возобновляет работу с ней над ее дневниками, которые постепенно складываются в книгу "Как я воспринимаю окружающий мир". Книга О.И. Скороходовой выходит уже в 1947 г. под редакцией И.А. Соколянского и с его предисловием. Вскоре за педагогическую работу в области слепоглухонемоты президиум Академии педагогических наук РСФСР присудил И.А. Соколянскому Вторую премию и медаль имени К.Д. Ушинского. Первая премия Ушинского была присуждена О.И. Скороходовой за ее книгу.

В 1947 г. Соколянскому по совокупности работ была присвоена степень кандидата педагогических наук, но сам кандидатский диплом датируется 1 июля 1949 г. В 1948 г. после долгих хлопот ему восстанавливают звание профессора, полученное в 1934 г. в Харькове по кафедре дефектологии Харьковского Института народного образования. В течение нескольких лет он работал над созданием букваря для школ взрослых глухонемых и над букварем для их индивидуального обучения. Букварь был предназначен для обучения пальцевой азбуке (дактилологии) тех глухих людей, которые проживали в сельской местности и не могли по разным обстоятельствам в свое время учиться в специальных школах.

Все эти годы он продолжает консультирование слепоглухих. Под его руководством воспитывается в подмосковной семье и готовится к трудовой надомной деятельности дома слепоглухая девочка-подросток Лида Х. Он консультирует ослепшего и оглохшего в четыре года ленинградского мальчика Юрия Лернера, курирует обучение и воспитание в детском саду для глухих слепоглухого ребенка Сергея Сироткина. Но только в 1955 г. Соколянскому удается организовать экспериментальное обучение при институте слепоглухой девочки-подростка Юлии Виноградовой. Он наблюдал за ее развитием в условиях семьи восемь лет и, наконец, получил долгожданную возможность обучать ее самому. Обучение ее пошло настолько успешно, что Иван Афанасьевич смог демонстрировать ее и на заседании Ученого совета своего института, и на философском факультете МГУ, и на Всесоюзном совещании психологов.

8 января 1958 г. Соколянский получил из прокуратуры известие о своей реабилитации. Ободренный реабилитацией и восстановлением в партии, Соколянский вновь и вновь обращается в Правительство и готовит Проект постановления Совета Министров СССР об организации Школы для слеоглухонемых, а затем Дома-интерната для детей с нормальным интеллектом, требующих индивидуального обучения (для слепоглухих; детей с псевдобульбарной патологией в тяжелой форме, страдающих тяжелыми расстройствами речи и моторики; детей с сенсорной афазией; слабовидящих с сниженным слухом и нарушением речи; алаликов, осложненных слепотой и тугоухостью). Он также работает над Положением о школе-интернате для детей с отсутствием слуха, зрения и речи. Соколянский продолжает в эти годы и свои технические изыскания. Он увлеченно работает над созданием приборов, позволяющих общаться со слепоглухими. За свое давнее изобретение – "Читальную машину" – он был награжден Золотой медалью ВДНХ СССР в 1960 г. Работал над созданием прибора для записи двигательных непроизвольных реакций у слепоглухих и "неонового" фотоскопа (брайлевского экрана) для глухих. Но этот успешный период его жизни прерывается смертью 27 ноября 1962 г. на 72 году жизни. Официальное же признание значения его работы со слепоглухими детьми государством пришло много лет спустя в 1980 г., когда И.А. Соколянский (совместно с А.И. Мещеряковым) был отмечен Государственной премией СССР посмертно.

(Материал об И. А. Соколянском подготовила Т. А. Басилова, профессор, заведующая кафедры специальная психология факультета клиническая и специальная психология Московского городского психолого-педагогического университета).