В этом году

100 лет со дня рождения А. К. Золотарева (1913-2001), самодеятельного поэта.



Андрей Кириллович Золотарев родился в 1913 г. на Рязанщине в грамотной крестьянской семье. Еще не умея читать, он, по его собственным словам, "считывал с губ матери стихи Некрасова, Кольцова, Никитина". С детства его страстью были книги. Даже когда несчастный случай почти лишил его зрения, он какое-то время продолжал читать, буквально носом водя по строчкам. Однако уже после первого класса мальчик вынужден был оставить и школу, и книги. В меру сил Андрей помогал родителям пахать, сеять, ухаживать за скотиной. Но к девятнадцати годам пришло осознание того, что ему, почти совсем слепому парню, крестьянским трудом не прожить. И он, покинув семью, без копейки, в сущности, без документов, "зайцем" приехал в Москву.

В 1932 г. А. К. Золотарева приняли в члены ВОС. И с той поры вся его трудовая жизнь была связана с этой организацией. Андрей Кириллович застал первые артели слепых, работавшие в подвалах, иногда в заброшенных котельных на допотопных станках. В 1939 г. он закончил рабфак. А затем трудился на многих восовских производствах. Так уж случилось, что Андрей Кириллович, выросший на земле среди рязанских лесов и полей, привычный к сельскому труду, последующую жизнь имел дело со станками, металлом. Но это обстоятельство не нарушало его внутренней, духовной связи с родной рязанской землей, сельским бытом.

Сохранить, а может, и укрепить эту связь Золотареву помогли стихи, которые он писал на протяжении многих десятилетий. Хотя, как он сам вспоминал, долгое время не относился к ним всерьез. Возможно, поэтому впервые его поэтические строки были опубликованы лишь в 1967 г. Стихи Золотарева напечатал журнал "Жизнь слепых". В дальнейшем их охотно публиковали в газетах Рязанской и Липецкой областей, в восовской печати. Они появлялись а разных альманахах. Подборка его стихов вошла в поэтический сборник, выпущенный в 1988 г. издательством "Современник".

Поэтический мир А. К. Золотарева – это природа родного рязанского края. Живя с девятнадцати лет в столице, Андрей Кириллович так и не стал по своему мироощущению горожанином. В его стихах сельские пейзажи срединной России запечатлены так, что они зримо открываются читателю с их особыми красками, звуками, запахами. Изображенные Золотаревым картины деревенской природы и быта порой кажутся чересчур идиллическими. Но такими увидел их деревенский паренек – увидел и полюбил на всю жизнь. Любовью к "стране незамутненной сини" проникнута каждая его стихотворная строка. Глубокая искренность этого чувства не оставит равнодушным всякого, кто откроет книжку его стихов.

В 1993 г. Андрей Кириллович оставил работу – годы брали свое. Но не перестал писать. Стихи – это главное, что поддерживало его до конца жизни. "Не уходи, мой день" – так называется стихотворный сборник А. К. Золотарева. Вызывает уважение, что в наше весьма прагматичное время руководители предприятия, где Андрей Кириллович проработал тридцать лет, нашли средства, чтобы полностью профинансировать издание этой книги.

Андрей Кириллович Золотарев умер 22 января 2001 г.

    



В 2013 г. исполнится 210 лет со дня рождения А. Е. Ковязина (1803-?), мастера русского народного художественного промысла.



Амвросий Ефимович Ковязин родился в селе Истобинском Орловского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область) в семье крестьянина, зрение потерял в раннем детстве от оспы. С юных лет научился столярному мастерству, мастерил мебель и деревянную посуду. Познакомившись с художественными изделиями из капа (кап – наплыв на стволах деревьев), которые изготавливали народные умельцы-вятичи отец и сын Макаровы, Амвросий решил освоить этот промысел, но ему мешало отсутствие капа – редкого и весьма ценного сырья. Однажды он наткнулся у себя в саду на необычные корни берсзы: толстые, узловатые, они наплывами растекались вокруг дерева, прежде чем уйти в землю. Это был кап, но не стволовой, а корневой. Ковязин стал основоположником капокорешкового промысла в России. Изделия Ковязина (главным образом шкатулки) отличались тонкостью обработки и полировки, красотой формы. Талантливый самоучка оснащал их секретными запорами собственного изготовления, замками с музыкальной мелодией. Изготовленные им шкатулки считались большой редкостью и оценивались в размере от 600 до 1500 серебряных рублей. Имя художника-столяра стало известно за пределами его родного края. Появились и подделки.

Чтобы оградить себя от них, Ковязин выхлопотал у земского начальства печатное свидетельство. На каждую шкатулку он наклеивал этот необычный документ. В 1844 г. корреспондент "Вятских губернских ведомостей" писал: "Этот слепец ныне дошсл до такого изящества, что шкатулки его произведения на удивление всем зрячим. О красоте их внешней отделки, о чистоте и гладкости политуры и говорить нечего… В его шкатулках особенно замечательно внутреннее устройство. Смею утверждать, что тот, кто никогда не видел его работы, в первый раз не усмотрит и сам собою решительно не откроет потайных ящиков, которые у него наделаны в шкатулках. И что всего удивительнее, его изобретательный ум так умеет разнообразить скрытые ящики, что у каждой шкатулки есть какой-нибудь новый секрет, новая замысловатость…".

В 1850 г. в Вятке проходила выставка. Свои изделия представили многие кустари, в том числе и Ковязин. Местная газета "Вятские Губернские Ведомости", поместив заметку об этой выставке, Амвросия Ковязина в ней именовала слепцом-гением. А еще до этого, в 1844 г., корреспондент написал об А. Е. Ковязине: "У тридцатипятилетнего мастера память и органы внешних чувств, без сомнения, кроме зрения, доведены до невероятного утончения и совершенства. Особенно посредством чувства осязания он, говоря языком модным, творит чудеса".

Ковязин не жаловался на судьбу, а сумел противостоять ей. Он был женат, имел семью, играл на музыкальных инструментах, пел в церковном хоре, целыми страницами наизусть читал "Апостол". До наших дней дошла капокорешковая музыкальная шкатулка, выполненная Амвросием Ефимовичем Ковязиным, с ней можно познакомиться, побывав в Кировском областном краеведческом музее.

    



В 2013 г. исполнится 180 лет со дня рождения Е. А. Перетца (1833-1899), государственного и общественного деятеля, председателя Совета Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых.



Егор Абрамович Перетц родился в 1833 г. Юридическое образование получил в Петербургском университете, окончив его с ученой степенью кандидата права. В годы правления Александра II, царя-реформатора, он непосредственно участвовал в деле обновления России – был одним из разработчиков положений "Судебных Уставов 1864 г." Этот документ коренным образом изменил все судопроизводство страны. Знания правоведа и организаторский талант он реализовывал в работе комиссии по социальному обеспечению семей воинов, погибших во время Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., а также по оказанию помощи раненым и разыскиванию без вести пропавших. Опыт благотворительной деятельности Е. А. Перетц приобрел в комиссии по попечению о государственных служащих.

В 1895 г. Е. А. Перетц возглавил Совет Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых. При нем было открыто много новых бесплатных глазных амбулаторий и лечебниц, заметно оживилась работа глазных летучих отрядов, направлявшихся в различные местности с целью предупреждения слепоты среди беднейшего населения России.

Большое внимание он уделял вопросам просвещения незрячих: к 1900 г. на территории страны действовали 24 школы для слепых детей. Его стараниями в 1895 г. при Петербургской школе для слепых детей была открыта типография рельефного шрифта, издания которой расширяли круг литературы по Брайлю. Дети получали учебники, взрослые незрячие могли читать посредством рук произведения писателей-классиков, книги Священного Писания, церковно-историческую литературу, а музыканты и хористы разучивать и исполнять музыкальные произведения по выпуклым нотам. С января 1898 г. начал выходить брайлевский журнал "Досуг слепых".

За четыре года руководства Советом Перетц добился от государства ряда льгот как для служащих Попечительства, так и для всех слепых: специальной субсидии Попечительству в размере 25 тыс. руб. (сумма весьма внушительная по денежному курсу тех лет); бесплатной пересылки попечительской корреспонденции по почте; пенсий для учителей и воспитателей школ для слепых; права на проезд слепых по железной дороге со значительной скидкой.

Деятельность Е. А. Перетца в Совете Попечительства Императрицы Марии Александровны о слепых – одна из замечательных страниц в истории российской благотворительности.

Егор Абрамович Перетц умер 19 февраля 1899 г. в Петербурге.