+7 (495) 684-25-97, +7 (495) 684-25-98
  • Адрес: Москва, Протопоповский пер., д.9
  • Время работы: 08.00-18.00 кроме воскресенья. Последняя пятница - санитарный день
  • E-Mail: info@rgbs.ru
Все контакты и схема проезда
ГлавнаяНовости13 января исполняется 90 лет со дня рождения драматурга Аркадия Вайнера

13 января исполняется 90 лет со дня рождения  советского и российского писателя, сценариста и драматурга Аркадия Вайнера (1931–2005)

Необычное призвание Аркадия Вайнера

Было в СССР такое время, когда города вечерами словно вымирали, на улицах почти никого не было, даже преступлений не происходило… Речь идет о ноябре 1979 года, когда вся страна, припав к телевизорам, смотрела многосерийный художественный фильм «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким в главной роли. Фильм был поставлен по книге братьев Вайнеров «Эра милосердия». Старшему из братьев Аркадию Вайнеру 13 января исполнилось бы 90 лет.

Его жизнь на самом пике совершила неожиданный кульбит, и он из милиционера превратился в писателя, причем очень успешного и знаменитого. Правда, создавал он свои произведения всегда вместе со своим младшим братом журналистом Георгием Вайнером. Когда Аркадий начал писать, ему было уже сильно за тридцать, а в начале жизненного пути ни о какой писательской карьере речи не было.

Аркадий родился в простой московской семье. Отец работал механиком и водителем, мама – учительницей. В годы войны дети с матерью оказались в Самарканде в эвакуации. Чтобы прокормить мальчиков, мать обменивала последнюю одежду на хлеб. Аркадий окончил школу с золотой медалью. Потом был один курс МАИ и перевод на юридический факультет МГУ.

Вайнер-старший всегда отличался цельностью характера, высокими целями и принципиальностью. Он мечтал о борьбе с преступностью и после окончания учебы пошел служить в милицию. Сначала работал следователем в 21-м отделении московской милиции, затем – начальником следственного отдела Московского уголовного розыска (МУР). За отличную службу получил около 40 наград. Преступники его боялись, ведь этот опер славился упорством  и всегда стремился довести начатое дело до конца, чего бы это ему не стоило. Были и серьезные угрозы в его адрес, но Аркадий Вайнер определенно был не из тех, кого угрозы могли испугать. Он всегда хотел защитить простых людей и очистить страну от преступного элемента.

Можно сказать, что его жизнь изменил случай. В 1967 году приятель братьев Вайнеров легендарный советский разведчик Норман Бородин, после войны работавший в СМИ, затеял спор на тему, кем труднее работать – следователем или журналистом. В итоге Бородин предложил братьям написать небольшое произведение, за которое пообещал отличный гонорар. Вайнеры приняли вызов и спустя месяц представили роман «Часы для мистера Келли». Это произведение было опубликовано сразу в двух журналах – «Советская милиция» и «Наш современник».

Следующие детективы Вайнеров тоже имели впечатляющий успех. Ведь многочисленные сюжеты они черпали из богатого жизненного опыта не кого-нибудь, а капитана милиции в отставке Аркадия Александровича Вайнера. Он прекрасно выстраивал драматургию, придумывал повороты, а брат, Георгий Александрович, «вышивал» писательское полотно. Они друг друга гармонично дополняли.

Широкую известность Вайнерам принес сценарий к фильму «Место встречи изменить нельзя», в основу которого лег их роман «Эра милосердия». Инициатором съемок фильма был актер Владимир Высоцкий, с которым Аркадий и Георгий как-то встретились в Центральном доме литераторов и подарили ему свою книгу. Дочь писателя Наталья Дарьялова рассказывала: «На следующее утро в нашу дверь позвонили, папа пошел открывать и увидел на пороге Высоцкого, чему очень удивился – друзьями они тогда еще не были. Прямо с порога гость заявил: “Я за ночь прочитал роман и очень хочу сыграть Жеглова”». Высоцкий познакомил Вайнеров с Говорухиным, которому произведение тоже понравилось. И начался съемочный процесс, в результате которого возник настоящий шедевр. Уже не одно поколение зрителей восхищается этим фильмом.

 С Говорухиным у сценаристов был только один конфликт – из-за Владимира Конкина. Режиссер хотел снимать именно этого актера. А в повести Вайнеров  Владимир Шарапов по типажу совершенно другой – блондин, простой деревенский парень, очень физически сильный. Вайнеры сначала возражали, но Говорухин убедил их, что более утонченный Шарапов будет гораздо интересней в киноверсии.

Следователь Станислав Тихонов – тоже очень известный персонаж братьев Вайнеров. Он появился в первой же книге, а потом еще в семи. По книге «Визит к минотавру» снят одноименный фильм. Известно, что следователя Тихонова братья буквально «списали» с Аркадия Вайнера. Но режиссер фильма Эльдор Уразбаев решил «зашифровать» в фильме обоих Вайнеров… И тогда Аркадий придумал «раздвоить» героя. Сергей Шакуров играл и детектива, который разыскивал скрипку, и мастера, который ее делал.

Впоследствии Шакуров вспоминал, что, вживаясь в роль, начал наблюдать за Аркадием Вайнером: «Он мог и врезать спокойно, мог и простить, умел любить и, естественно, ненавидеть. Поначалу мне было не очень удобно с ним, меня какие-то вещи не очень устраивали в следователе Тихонове. Но потом как-то мы притерлись и начали понимать друг друга, он начал мне помогать…»

Удачные экранизации принесли братьям большой успех, в середине восьмидесятых годов тираж их книг превысил миллион.

Аркадий и Георгий Вайнеры называли свои произведения не детективами, а психологической прозой с криминальным сюжетом. И, действительно, успех их книг нельзя объяснить одной лишь любовью читателя к впечатляющим погоням, перестрелкам, захватывающим интригам. Здесь имеет место нечто более глубокое: человеческие отношения, глубинная внутренняя психология поступков. Многие критики утверждают, что этим писателям удалось поднять детективный жанр на высоту настоящей литературы.

Аркадий Вайнер в соавторстве с братом Георгием написал десятки книг. Широко известны многие их произведения, такие как «Эра милосердия», «Визит к Минотавру», «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Петля и камень в зеленой траве», «Ощупью в полдень».

Очень ярко решительный и цельный характер Аркадия Вайнера проявился в браке. Его жена Софья Дарьялова была известным врачом-онкологом, профессором, доктором медицинских наук, лауреатом Государственной премии…

Для Вайнера это была любовь с первого взгляда. Он вспоминал: «Я встретился с ней, а уже через неделю мы поженились». Правда, родители невесты не очень-то обрадовались, когда Аркадий Вайнер,  тогда еще работавший в милиции, появился на пороге их квартиры с торчащим из кобуры пистолетом. … Аркадий и Софья были неразлучны всю жизнь.

Трудно сказать, что было настоящим призванием Аркадия Вайнера – борьба с преступностью или литература. А, может быть, это тот редкий случай, когда призвание родилось именно на стыке двух очень разных сфер деятельности?

В апреле 2005 года Аркадий Вайнер, будучи уже тяжело больным человеком, фактически сбежал из больницы, чтобы открыть Международный фестиваль детективных фильмов. Выступая со сцены, он сказал: «Задача фестиваля – воспитать уважение к закону, через уважение к закону воспитать уважение друг к другу и к самому себе, то есть то, что описывается словом “достоинство”». На следующий день Аркадия Вайнера не стало.

Произведения братьев Вайнеров публиковались более чем в 40 странах мира, общий тираж их книг по разным оценкам составляет около 300 млн экземпляров.

 

14 января 2021


Up!