Ежегодный Международный день грамотности объявлен ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности, состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. Её участники рекомендовали учредить специальную дату, призванную способствовать обучению грамоте людей, проживающих даже в самых неблагополучных по этим показателям уголках земного шара.
С того времени этот день отмечают ежегодно по всему миру. В библиотеках, научных и культурных центрах проводятся конференции и собрания, на которых обсуждаются вопросы повышения уровня грамотности среди населения, раздаются брошюры и листовки по этой тематике. Учебные заведения организуют проведение различных олимпиад, викторин и тестов на грамотность и знание родного языка.
Посмотрим, как эта проблема ликвидации безграмотности решалась в нашей стране в ХХ веке. По оценкам специалистов, к 1914 году уровень грамотности в Российской империи находился в районе 30–38%. При этом процесс повышения его общего уровня начался еще до установления советской власти. Так, развитие начального школьного образования значительно ускорилось с конца 1907 года. По данным «Вестника Псковского губернского земства» № 12 от 27 марта 1916 года, в течение 1908−1915 годов кредит на постоянные нужды начального образования увеличивался: в 1908 году – на 6,9 млн руб., в 1909-м – на 6?млн руб., в 1910-м – на 10?млн руб., в 1911-м – на 7?млн руб., в 1912-м – на 9?млн руб., в 1913-м – на 10?млн руб., в 1914-м – на 3?млн р., в 1915-м – на 3?млн руб. Как видно, кредит на нужды начального образования рос даже во время Первой мировой войны. Не только финансирование, но все мероприятия по развитию начального образования (в том числе увеличение числа школ и их доступности в радиусе не более 3 верст) проводились неуклонно вплоть до 1917 года. Тем не менее уровень грамотности взрослого населения и развитие школьного образования в регионах с преимущественно инородческим населением (особенно в Средней Азии) к 1917 году был еще очень низок.
По состоянию на 1914 год в разных уездах и городах Российской империи «осуществлено всеобщее обучение в 15 земствах; совсем близки к осуществлению 31 земство (то есть более чем в 10% земств). Происходивший в России в 1896–1917 годах неуклонный рост грамотности населения, быстрый рост числа начальных и средних школ и учащихся, средних и высших учебных заведений и числа студентов, а также техников, инженеров, специалистов во всех областях хозяйства и учёных – эти процессы, лишь замедлившиеся в годы Первой мировой войны прервались и обрушились в годы Гражданской войны и массового голода начала 1920-х годов.
Кстати, первая школа-приют для слепоглухонемых детей в России была открыта в 1909 году – тогда и начинается воспитание и обучение детей, лишенных слуха и зрения. В этом же году в Санкт-Петербурге было создано общество попечения о слепоглухонемых, появились первые методики обучения этих детей. В 1910 году Михаил Богданов-Березовский (на Съезде десятилетий по воспитанию и обучению глухонемых в Москве) прочитал доклад о положении и опыте обучения слепоглухих. С 1911 года приют был дополнен вторым отделением, для слепоглухих с тяжелыми дополнительными нарушениями, которые нуждались в постоянном уходе и внимании. После 1917 года приют прекратил свое существование.
Декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О ликвидации безграмотности», который вышел в свет еще в декабре 1919 года, предусматривал обучение всех граждан от 9 до 50 лет чтению и письму.
В 1920-х годах в каждом населенном пункте, где насчитывалось более 15 безграмотных жителей, были организованы ликпункты (от слова «ликвидация»), а также школы повышенного уровня для малограмотных. Срок обучения в ликпунктах был невелик (всего 3–4 месяца), но и такой ускоренный курс дал свои плоды. Всего за 3 года грамоте были обучены около 7 млн человек.
В годы нэпа темпы снижения неграмотности также были далеки от желаемых. Взрослое население, занятое в частном секторе, не имело социальных гарантий, позволявших сочетать учёбу с трудом. В целом СССР к 1926 году занимал по уровню грамотности лишь 19-е место среди стран Европы, уступая таким странам, как Турция и Португалия. Сохранились значительные различия в уровне грамотности городского и сельского населения (в 1926 году – соответственно 80,9 и 50,6%), мужчин и женщин (в городе – 88,6 и 73,9%, в селе – 67,3 и 35,4%).
В конце 30-х годов в СССР был достигнут уровень грамотности населения свыше 80%. Ликвидация массовой неграмотности в стране окончился после Великой Отечественной войны. Процесс становления полной грамотности завершался в конце 60-х и в 70-е годы: удельный вес лиц с образованием ниже законченного начального (в том числе и лиц без образования) составлял среди населения СССР в возрасте 10 лет и старше в 1959 году – 32,9%, в 1970-м – 22,4%, в 1979-м – 11,3%.
Сегодня Россия входит в двадцатку самых грамотных стран в мире. Согласно официальной статистике, грамотой в нашей стране владеют 99,4 % россиян в возрасте старше 15 лет. Также примечательно, что, как и в далеком прошлом, грамотных мужчин больше, чем грамотных женщин: 99,7% и 99,2% соответственно.
Если же говорить о грамотности в мире в целом, то, по данным ЮНЕСКО, в настоящее время чтением и письмом не владеют более 750 млн жителей планеты (сейчас на Земле живут свыше 7,775 млрд человек). Подавляющее большинство из них проживают в Африке и Западной Азии. Именно они составляют 76% всех безграмотных людей в мире. Самое большое количество неграмотных наблюдается в Индии (286 млн человек), далее следуют Китай (54 млн), а также Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Эфиопия, Египет, Бразилия, Индонезия, Конго.
Эксперты объясняют подобное явление крайне низким уровнем социально-экономического развития упомянутых стран. Специалистов обнадеживает только одно: многие безграмотные люди являются представителями старшего поколения, среди молодежи уровень грамотности заметно выше. Тем не менее стоит признать, что Международный день грамотности, главной целью которого и является распространение грамотности, все еще актуален.