Светлое начало в музыке должно возродиться
17 июля исполняется 75 лет композитору Алексею Рыбникову.
Большинство знает Алексея Львовича как автора опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», музыки к детским фильмам «Про Красную Шапочку» и «Буратино» и многочисленным взрослым фильмам. Однако ученик Арама Хачатуряна, Алексей Рыбников также и автор большого количества симфонической и камерной академической музыки — он написал 6 симфоний, концерты для скрипки, виолончели, струнного квартета, баяна с оркестром, концерт для хора, произведения для фортепиано и органа, для русских народных инструментов и другие сочинения, звучащие в крупнейших залах классической музыки.
В 1999 году был создан театр под названием «Московская государственная творческая мастерская Алексея Рыбникова». Маэстро утверждает, что его театр — практически единственный работающий в жанре рок-оперы, а не мюзикла: «Я всем говорю: мюзикл — это шампанское с пирожными, а рок-опера — водка с чёрным хлебом. Рок-опера — это гораздо более глубокий и трагический сюжет. Она значительно тяжелее по ритмике, по форме, по манере пения.
Мюзикл — это практически оперетта, шагнувшая в следующий век». Первую рок-оперу Рыбникова «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (спектакль Марка Захарова, либретто Павла Грушко по стихам Пабло Неруды) комиссия отклоняла 11 раз. За оперу заступились друзья Неруды на уровне министра культуры, и в мае 1976 года состоялась премьера. Спектакль шёл 18 лет подряд, а пластинку, выпущенную в 1978 году, смели с прилавков.
В 1982 году режиссёр Владимир Грамматиков осуществил экранизацию оперы. В 2008 году спектаклю был поставлен Театром Алексея Рыбникова без изменений в сюжете, хотя композитору и предлагали перестроить оперу под «злобу дня». Спектакль шёл один год, после чего автор либретто Павел Грушко не захотел, чтобы в нём использовались его тексты. Тогда решили не переводить снова текст Пабло Неруды, а обратиться к подлинной истории Мурьеты.
Народный герой Хоакин Мурьета был реальным историческим лицом, жил в середине XIX века, и был не чилийцем, а мексиканцем. Говорит Алексей Рыбников: «Это история человека, который мстил за поруганную честь убитой жены. И, мстя, сам стал на путь насилия, сам стал преступником. Там история абсолютно сегодняшняя. Эмигранты захотели приехать в другую страну на заработки. Дело происходит в США, в Сан-Франциско. Местное население, грубо говоря «правые», восстаёт против них. Начинается кровавая стычка — без всякой сказочности, хотя у нас в спектакле и присутствуют персонажи мексиканского карнавала смерти». Претерпела изменения и музыка, много было дописано и переаранжировано на более современный лад.
Премьера новой версии состоялась в 2014 году. Весной нашего года, в период карантина, Алексей Львович занимался аранжировкой и оркестровкой третьей рок-оперы — «Война и мир», музыка которой была завершена в 2011 году. Премьеру оперы планировали поставить этой осенью, шли репетиции, делались декорации и костюмы, но вмешался коронавирус. Однако композитор надеется, что в этом году спектакль увидит свет. Кроме того, во время самоизоляции Рыбников работал над вторым фортепианным концертом и второй книгой.
Завершим наш текст словами из последних интервью маэстро: «Светлое начало в музыке обязательно должно появиться, возродиться на каком-то новом витке». «XX век наложил свою печать на всё, и на творчество в том числе…
Гармонию в XX веке старались разрушить полностью, но не удалось, потому что такова сущность человека. Когда рождаются дети, им плевать на то, что в мире существует зло. Они изначально гармоничны и ждут от этого мира света и радости. Это моцартовское ощущение мира мне кажется очень ценным, оно не должно быть утеряно ни в коем случае. С этим ощущением мир и выживет. Свежий воздух в искусстве должен быть обязательно».